Город на даче: как изменится отношение горожан к жизни за городом после пандемии

31.08.2020

Коронакризис кризис сильно повлиял на наши города, их социально-экономическое развитие и сценарии, которые в них реализуются. События, которые влияют на резкие трансформации городских сценариев являются основанием для того, чтобы вновь себе задать вопросы: а что такое город, из чего он состоит, и какое в нем соотношение культурного, исторического, социального и архитектурно-инфраструктурного?

Одна из базовых ценностей горожанина – свобода. Именно ценность свободы стала одним из основных двигателей, которые реализовали масштабный проект по урбанизации планеты Земля. И вдруг коронавирус ударил по двум столпам городской культуры – свободе (ведь горожанам пришлось ради своего здоровья находиться в четырех стенах на протяжении длительного периода) и мобильности (те сценарии, ради которых переезжают в города схлопнулись или перешли в цифровую среду).

Такие вызовы изменили профиль горожанина. Теперь это человек, который проводит большую часть времени дома, удаленно работает и учится, пользуется благами цивилизации с помощью сети интернет, общение с друзьями происходит на платформе «Zoom». Из этого следует, что для того, чтобы оставаться горожанином, не нужно физически находиться в городе – все эти сценарии можно реализовать и в любом другом месте.

Именно в этой точке первого кризиса двадцатых годов на рынке недвижимости стал расти спрос на аренду и покупку загородной собственности. Ведь, если мобильность и можно перенести в виртуальную реальность, то свободу гулять и дышать свежим воздухом в городах виртуально реализовать намного сложнее.

Мы с коллегами провели опрос среди читателей телеграмм-каналов и участников тематических чатов, посвященных территориальному развитию, городским сообществам, образованию и городу и узнали, готовы ли активные горожане уехать из городов, тем самым изменив понятие дачной жизни.

У 47,3 % опрошенных есть в собственности дача или загородный дом, у 38,2% опрошенных родители владеют загородным имуществом, у 12,7% опрошенных находится в собственности участок без дома, а 16,4% думают о покупке загородного дома или участка. Результаты опроса показывают высокий потенциал появления класса «новые дачники post-covid», транзит городских сценариев и сервисов на дачу, появление новых форматов дачной жизни.



Среди опрошенных, которые задумываются о приобретение дачи или участка, приоритетными являются следующие причины: «закрытие границ», «отдых от городской суеты», «жила бы там летом и на выходных при подходящих условиях», «как место для своей жизни». Мотивами для приобретения дачного участка для респондентов являются пандемия, семейные традиции, детская мечта, появление ребенка, стоимость дачного дома по сравнению с квартирой.

Участники опроса в качестве трудностей, препятствующих переезду, называют чаще всего отсутствие финансовых средств, отсутствие городской инфраструктуры и городских развлечений, отдаленность от города.

36,4 % опрошенных готовы переехать на дачу в сезонном режиме, а 34,5% готовы жить на постоянной основе. Участники опроса хотели бы жить активной культурной жизнью и хотели бы, чтобы на территории их дачного поселка появились уличный кинотеатр, детский развивающий центр, дачный фестиваль и экскурсии по окрестностям (дачным легендам), соседский центр, библиотека или бук-кроссинг. Опрошенным не хватает в своих дачных поселках следующих видов коммерческих услуг: медицина, продуктовые магазины, коворкинга, шеринг садовой техники, доставка и пункты выдачи интернет-заказов, банки и др.

Также участники опроса хотели увидеть у себя в дачных поселках следующие инфраструктурные объекты: спортивная площадка (футбольное поле), автомобильная дорога, общедоступная детская площадка, летняя сцена, клумбы, арт-объекты и др.

Актуальные проблемы, с которыми сталкиваются жители дачных поселков, достаточно типовые:

- «Плохая сотовая связь и мобильный интернет, а также сигнал TV. Отсутствие водопровода, подключения к канализации и нормального подъезда к месту жительства. Также нет охраны и посторонние люди постоянно заезжают на территорию»;

- «Нет дополнительных сервисов для дачников. Многие родители готовы оплачивать занятия с детьми, мини-походы, экспедиции, образовательные треки»;

- «Я сейчас пока там не живу. Но дороги плохие и объединяющей соседей инфраструктуры не хватает, да»;

- «Соседи-алкоголики, хочется от них за забор спрятаться, хотя, наверное, были бы коворкинги или шеринг инструментов, чтобы они могли оказывать услуги и иметь возможность работать на даче им бы пить некогда было»;

- «Сложная админ. система (непонятно, к кому по какому вопросу обращаться)».




Проанализировав результаты опроса, мы считаем, что перспектива такого направления, как дачная урбанистика, в которой горожанин рассматривается не с позиции его проживания на территории, которую называют городом, а с позиции наличия в его жизни городских сценариев, несмотря на то, на какой территории он проживает.

Нынешняя кризисная ситуация открывает нам новые возможности по фактическому созданию новых загородных хабов для горожан, на рынке дачной урбанистики могут появиться следующие новые направления:

1.      Дачные кооперативы 2.0, городские локальные сообщества за городом.

“За городом” – пространство для жизни и самореализации (это не временное, это постоянное). Проектные, коммуникационные навыки городских жителей на благо и развитие поселка. Люди с городской культурой и опытом шеринга способны принести эту культуру и в дачные, загородные поселки. В интеграции городской и дачной культуры мы видим перспективу для развития устойчивых локальных сообществ, которые будут совмещать в деятельности ответственность дачника и навыки/технологии горожанина. Институт дачных кооперативов на фоне развития ТОСов (территориальное общественное самоуправление) и инициативного бюджетирования сможет стать институтом для поиска ресурсов на инфраструктурные решения для преодоления основных препятствий для переезда за город. Для социального развития достаточно нескольких инициаторов знакомства среди дачников, которые смогут решить проблемы отсутствия школы, уличного кинотеатра или спортивных секций. Проблема соседских взаимоотношений в городе – за общее пространство никто не хочет нести ответственность, а то единственное пространство, за которое сегодня несет ответственность горожанин – это квартира, на даче все иначе, появляются общие интересы, которые способствуют появлению совместных целей.  

2.      Дачный консалтинг автономного управления загородной городской жизнью.

Локализация хозяйства и изменение рынка труда, стремление к самореализации закладывают основу для смены деятельности человека. Выращивание и продажа выращенной «эко»-продукции рядом с городами, домашний сыр, домашние напитки, хлеб и т.д (хобби становится основным видом деятельности). Формирование и проектирование дачной среды как пространства для самореализации (запрос на социальные, инфраструктурные решения). Дачная среда для горожанина – большое пространство возможностей для предпринимательской самореализации. Дачная доставка, домашний ресторан для своих, культурно-досуговый центр, шеринг садовой техники и т.д. Впервые проектирование бизнеса идет не только от идеи самого предпринимателя, а и от его соседей, которые говорят ему – «а давай ты из ближайшего пункта доставки ozon будешь привозить нам товары» или «а давайте закупимся садовой техникой и будем вместе ей пользоваться». Могут открыться и новые возможности для инновационных игроков на рынке жилищно-коммунального хозяйства, на котором переместившись на дачи можно переместить акцент с борьбы в жесткой и конкурентной сфере на внедрение современных технологий зеленой энергетики, гидравлики и платформенных решений для потребителей услуг. Дачные современные управляющие компании могут стать примером качественного предоставления услуг в той сфере, от которой ничего хорошего горожане многих городов давно не ждут.

Мы верим, что передовое развитие территории – это не только про строительство крупных инфраструктурных и градостроительных проектов в мегаполисах, но и эффективное использование дачных территорий для круглогодичной, современной и экологичной жизни, в которой жители берут ответственность не только за свою жизнь, но и за окружающую среду.

Текст является результатом обсуждения на тренд-сессии в Online-формате, посвященной формирующимся глобальным надотраслевым трендам в период пандемии.



Солосина Мария - кандидат экономических наук, директор Экспертно-аналитического центра «ВЛИТ», научный сотрудник Межфакультетской лаборатории экономики и управления ВГУ, социальный проектировщик.



Андреев Андрей – автор телеграм-канала «Продакт-менеджмент в hr&edtech», руководитель проектов Экспертно-аналитического центра «ВЛИТ», социолог.



Гребеникова Юлия - заместитель директора Экспертно-аналитического центра “ВЛИТ”.



Завалин Вячеслав - автор телеграм-канала «Еду в город», городской модератор и социальный проектировщик.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.