В последнее время внимание общественности привлек проект федерального закона, вносящий изменения в механизм регистрации граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории России. 

Данным законопроектом предусмотрены изменения в Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». 

Прежде всего, необходимо отметить, что, по сути, этот законопроект никаких новых правил в отношении режима пребывания, форм борьбы с «резиновыми квартирами» или должностными преступлениями в сфере миграции не вводит (см. прилагаемую таблицу). 

1. Уже продолжительное время (с декабря 2003 года) в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) имеется статья 19.15. По ней лица, не имеющие паспорта или "проживающие по месту жительства или по месту пребывания" без регистрации, штрафуются на 1,5-2,5 тысячи рублей. Кроме того, норма Кодекса устанавливает ответственность именно за "проживание без регистрации", а не за отсутствие штампа в паспорте как такового. 

Законопроектом меняется только размер штрафов и вводится градация «штрафуемых»: с лиц без регистрации предлагается взимать штраф в размере 2-3 тысяч рублей; с собственников жилья, допустивших проживание у них незарегистрированных лиц - в размере 2-5 тысяч рублей; с юридических лиц (разъяснения кто к ним относится отсутствуют) - до 750 тысяч руб. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы на физических лиц устанавливаются выше: от 5 до 7 тысяч рублей и от 3 до 5 тысяч рублей, соответственно. 

Единственный момент, который наводит на размышление: повышение административной ответственности за нарушения в процедуре регистрации касается только российских граждан. В отношении иностранцев штрафные санкции не пересматриваются. 

2. Изменения в Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" носят, в основном, формальный (уточняющий характер). Исключение составляет дополнение о том, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в случае, если он пребывает по этому адресу более 90 суток. Но и это нельзя назвать новеллой, так как Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 требовалось регистрироваться по месту временного пребывания по истечении трех месяцев с момента прибытия в жилое помещение. Сейчас эта норма появляется и в федеральном законе. 

3. Уголовный Кодекс РФ предлагается дополнить статьями, предусматривающими уголовное наказание за фиктивную регистрацию граждан России по месту жительства, а иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания. Эти нормы распространяются на случаи, когда гражданин предоставил для регистрации "заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы", а чиновник, ответственный за регистрацию, зная об этом, все же осуществил регистрацию. Перечень "недостоверных сведений" законодатель не приводит. Но совершенно понятно, что тут речь ведется, в первую очередь, о поддельных документах (например, поддельных миграционных картах и паспортах) и основанных на них должностных подлогах. 

Кроме этого, уголовное наказание предусматривается при постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях без намерения проживать (пребывать) в этих помещениях либо без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для проживания (пребывания). 

При этом важно отметить, что во многих действующих статьях Уголовного Кодекса (ст. 285. «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286. «Превышение должностных полномочий», ст. 292 «Служебный подлог», ст. 293 «Халатность», ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» и др.) уже предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за аналогичные составы преступлений. 

Более того, как показывают многочисленные факты, созданию «резиновых квартир» напрямую содействуют сотрудники органов регистрационного учета и паспортных столов. Так что бороться с этим явлением было бы эффективнее жесткими административными мерами, в первую очередь, внутри самих ведомств, ответственных за регистрационный учет граждан. 

4. Кроме этого в законопроекте не закреплен механизм выявления фактов «не проживания» лиц по месту проживания или пребывания, а также факта регистрации гражданина без фактической возможности его проживания в жилом помещении. 

В этой связи необходимо, прежде всего, поставить под сомнение необходимость принятия данного законопроекта по следующим основным причинам: 

КГИ считает, что для наведения порядка с «резиновыми квартирами» вполне достаточно нынешнего законодательства. Необходимо обеспечить его адекватное применение, не ущемляющее конституционное право на свободу передвижения граждан Российской Федерации и иностранных граждан, легально находящихся на территории нашей страны.

" > Аналитика: Заключение на проект ФЗ № 200753-6, регулирующий вопросы регистрации граждан РФ и иностранных граждан, находящихся на территории России
12.04.2013

В последнее время внимание общественности привлек проект федерального закона, вносящий изменения в механизм регистрации граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории России. 

Данным законопроектом предусмотрены изменения в Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». 

Прежде всего, необходимо отметить, что, по сути, этот законопроект никаких новых правил в отношении режима пребывания, форм борьбы с «резиновыми квартирами» или должностными преступлениями в сфере миграции не вводит (см. прилагаемую таблицу). 

1. Уже продолжительное время (с декабря 2003 года) в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) имеется статья 19.15. По ней лица, не имеющие паспорта или "проживающие по месту жительства или по месту пребывания" без регистрации, штрафуются на 1,5-2,5 тысячи рублей. Кроме того, норма Кодекса устанавливает ответственность именно за "проживание без регистрации", а не за отсутствие штампа в паспорте как такового. 

Законопроектом меняется только размер штрафов и вводится градация «штрафуемых»: с лиц без регистрации предлагается взимать штраф в размере 2-3 тысяч рублей; с собственников жилья, допустивших проживание у них незарегистрированных лиц - в размере 2-5 тысяч рублей; с юридических лиц (разъяснения кто к ним относится отсутствуют) - до 750 тысяч руб. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы на физических лиц устанавливаются выше: от 5 до 7 тысяч рублей и от 3 до 5 тысяч рублей, соответственно. 

Единственный момент, который наводит на размышление: повышение административной ответственности за нарушения в процедуре регистрации касается только российских граждан. В отношении иностранцев штрафные санкции не пересматриваются. 

2. Изменения в Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" носят, в основном, формальный (уточняющий характер). Исключение составляет дополнение о том, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в случае, если он пребывает по этому адресу более 90 суток. Но и это нельзя назвать новеллой, так как Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 требовалось регистрироваться по месту временного пребывания по истечении трех месяцев с момента прибытия в жилое помещение. Сейчас эта норма появляется и в федеральном законе. 

3. Уголовный Кодекс РФ предлагается дополнить статьями, предусматривающими уголовное наказание за фиктивную регистрацию граждан России по месту жительства, а иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания. Эти нормы распространяются на случаи, когда гражданин предоставил для регистрации "заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы", а чиновник, ответственный за регистрацию, зная об этом, все же осуществил регистрацию. Перечень "недостоверных сведений" законодатель не приводит. Но совершенно понятно, что тут речь ведется, в первую очередь, о поддельных документах (например, поддельных миграционных картах и паспортах) и основанных на них должностных подлогах. 

Кроме этого, уголовное наказание предусматривается при постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях без намерения проживать (пребывать) в этих помещениях либо без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для проживания (пребывания). 

При этом важно отметить, что во многих действующих статьях Уголовного Кодекса (ст. 285. «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286. «Превышение должностных полномочий», ст. 292 «Служебный подлог», ст. 293 «Халатность», ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» и др.) уже предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за аналогичные составы преступлений. 

Более того, как показывают многочисленные факты, созданию «резиновых квартир» напрямую содействуют сотрудники органов регистрационного учета и паспортных столов. Так что бороться с этим явлением было бы эффективнее жесткими административными мерами, в первую очередь, внутри самих ведомств, ответственных за регистрационный учет граждан. 

4. Кроме этого в законопроекте не закреплен механизм выявления фактов «не проживания» лиц по месту проживания или пребывания, а также факта регистрации гражданина без фактической возможности его проживания в жилом помещении. 

В этой связи необходимо, прежде всего, поставить под сомнение необходимость принятия данного законопроекта по следующим основным причинам: 

  • он не вводит никаких принципиально новых норм; 
  • более того, в этом законопроекте содержатся понятия, которые можно очень широко трактовать; 
  • повышение размеров штрафных санкций в нынешних российских условиях создает дополнительный источник коррупции и тем самым позволит не исполнять закон; 
  • возникает опасность политически мотивированных точечных санкций в отношении, например, оппозиционно настроенных граждан. 
КГИ считает, что для наведения порядка с «резиновыми квартирами» вполне достаточно нынешнего законодательства. Необходимо обеспечить его адекватное применение, не ущемляющее конституционное право на свободу передвижения граждан Российской Федерации и иностранных граждан, легально находящихся на территории нашей страны.

Е. Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив,

В. Поставнин, Президент Фонда «Миграция-XXI век»

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.