07.08.2012

Принятие Федерального закона от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ, резко снизившего требования к числу членов политической партии, запустило процесс создания новых партий. В настоящем обзоре анализируются первые итоги этого процесса.

1. Требования закона

Согласно действующей редакции Федерального закона «О политических партиях», партия может быть создана одним из двух способов: на учредительном съезде либо путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на ее (его) съезде. В первом случае предварительно должен быть создан оргкомитет, который должен уведомить о своем создании Министерство юстиции РФ (Минюст), провести учредительный съезд, после чего он прекращает свою деятельность.

Минюст принимает решение о регистрации партии, либо об отказе или приостановлении регистрации. В случае положительного решения он направляет документы в регистрирующий орган (Федеральная служба по налогам и сборам, ФНС), который вносит запись о партии в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Закон требует, чтобы Минюст выдал представителю партии документ о регистрации не позднее чем через месяц после подачи заявления. При этом на взаимодействие с ФНС и выдачу документа отводится не более 11 дней, то есть у Минюста на принятие решения о регистрации есть не более 20 дней.

После регистрации самой партии должны регистрироваться в территориальных органах Минюста региональные отделения партии. Только после того как будут зарегистрированы 42 региональных отделения и документы об этом будут представлены в Минюст, партия получает право участвовать в выборах. Срок для регистрации регионального отделения и выдачи документа о регистрации тот же – месяц со дня подачи заявления.

2. Информативность порталов Минюста и Центризбиркома

Мы полагаем, что Минюст обязан информировать общество о процессе создания новых политических партий и о приобретении ими права участвовать в выборах. О последнем обязана информировать и Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). В силу очевидных причин главным средством такого информирования является Интернет.

Оба органа, безусловно, выполняют эту обязанность и информируют на своих Интернет-порталах о новых партиях. В данном разделе мы анализируем, насколько качественно такое информирование. Содержание сайтов исследовалось по состоянию на 25 июля и 2 августа 2012 г.

Полагаем, что общество должно получать информацию о следующих событиях:

  • дата образования оргкомитета;
  • дата уведомления оргкомитетом Минюста о намерении создать партию;
  • дата и причина прекращения деятельности оргкомитета;
  • дата проведения учредительного или преобразовательного съезда;
  • дата подачи в Минюст документов на регистрацию партии;
  • дата регистрации партии;
  • дата принятия решения об отказе в регистрации или о приостановлении регистрации партии и причины такого решения;
  • дата подачи в территориальный орган Минюста документов на регистрацию регионального отделения партии;
  • дата регистрации регионального отделения партии;
  • дата принятия решения об отказе в регистрации или о приостановлении регистрации регионального отделения партии и причины такого решения;
  • дата представления партией в Минюст документов, подтверждающих регистрацию ее региональных отделений не менее чем в 42 субъектах РФ.

2.1. Сайт Минюста

На сайте Минюста есть раздел «Политические партии» в котором содержатся ссылки на две страницы: «Список зарегистрированных политических партий» и «Сведения о "действующих" организационных комитетах политических партий».

Список зарегистрированных политических партий содержит названия зарегистрированных политических партий, которые одновременно являются гиперссылками, открывающими страницы сайта, посвященные каждой партии. На 25 июля 2012 г. список включал 34 партии, в том числе 7 партий, зарегистрированных до 2011 г., Республиканскую партию России, чья регистрация была восстановлена на основании решения ЕСПЧ, и 26 новых партий. На 2 августа список включал 37 партий, из них 29 новых[1] (их список см. в таблице 1).

На странице каждой новой партии содержится следующая информация:

  • название партии;
  • дата и номер регистрации Минюстом;
  • название руководящего органа;
  • лицо (лица), имеющее (-ие) право представлять партию без доверенности с указанием их должности в партии;
  • адрес (место нахождения);
  • ссылка на страницы, содержащие программу и устав партии.

Таким образом, из этой страницы мы не можем получить информацию о способе создания партии, дате создания оргкомитета и уведомления Минюста о его создании, дате подачи документов на регистрацию. Нет здесь и информации о том, сколько региональных отделений партии зарегистрировано и имеет ли партия право участвовать в выборах.

Что касается даты проведения учредительного или преобразовательного съезда, то для получения этой информации необходимо открывать устав партии. В некоторых случаях из устава можно узнать и способ создания партии.

Сведения о "действующих" организационных комитетах политических партий организованы в виде таблицы, содержащей следующие колонки:

  • № п.п.;
  • наименование организационного комитета;
  • дата образования организационного комитета / дата уведомления Минюста;
  • уполномоченное лицо организационного комитета.

На 25 июля 2012 г. в таблице содержалась информация о 189 оргкомитетах, созданных с 3 сентября 2011 г. по 17 июля 2012 г. (по состоянию на 24 июля 2012 г.). На 2 августа 2012 г. в таблице содержалась информация о 196 оргкомитетах.

В третьей колонке есть явные ошибки: первая дата в некоторых случаях оказывается позднее второй (например, у Политической партии «НАЦИОНАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ»).

Информация об оргкомитетах, прекративших деятельность, из этой таблицы удаляется, и найти ее на сайте Минюста уже невозможно. Ранее на этой странице иногда появлялась информация о прекращении деятельности единичных оргкомитетов: так, 26 июня 2012 г. на странице содержалось сообщение о прекращении деятельности оргкомитета Политической партии Российская Политическая Социал-Демократическая Партия Мира и Единства в связи проведением учредительного съезда. Для того чтобы иметь информацию обо всех оргкомитетах, нужно чуть ли не ежедневно скачивать данную страницу.

На титульной странице сайта содержится ссылка на Список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах. В этом списке только перечислены названия партий (нет даже гиперссылок на соответствующие страницы) – 27 партий. Даты приобретения партиями права участвовать в выборах отсутствуют.

В Архиве новостей есть ссылки на три упомянутые страницы сайта, однако нет ни одного сообщения, связанного с регистрацией конкретной новой партии (не считая сообщения о восстановлении регистрации Республиканской партии России).

Таким образом, с сайта Минюста невозможно получить следующую информацию о зарегистрированных партиях:

  • дата образования оргкомитета и дата уведомления оргкомитетом Минюста (для получения этой информации необходимо как минимум иметь копии страниц, скачанных ранее, хотя и это не всегда помогает);
  • дата подачи в Минюст документов на регистрацию партии;
  • дата представления партией в Минюст документов, подтверждающих регистрацию ее региональных отделений не менее чем в 42 субъектах РФ.

На сайте нет абсолютно никакой информации о политических партиях, проведших учредительный или преобразовательный съезд, но еще не зарегистрированных. Отсутствует также информация об отказах в регистрации или приостановлении регистрации (если таких решений не было, то желательна информация об этом).

2.2. Сайты территориальных органов Минюста

Сайты территориальных органов Минюста организованы сходным образом. Интересующая нас информация может содержаться в двух разделах: «Новости региона» и «Политические партии, региональные отделения политических партий». На некоторых сайтах есть также раздел «Выборы в …».

В связи с недостатком времени мы анализировали содержание сайтов только 11 территориальных органов – по тем территориям, где назначены региональные выборы.

2.3. Сайт Управления Минюста по Амурской области

В разделе «Новости региона» нет никакой информации о регистрации региональных отделений партий.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея.

Кроме того, в этом разделе 25 июля были ссылки на три файла[2]:

  • список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Амурской области (в списке 25 политических партий и 20 региональных отделений);
  • список политических партий, их региональных и местных отделений, имеющих право принимать участие в выборах на территории Амурской области по состоянию на 16.07.2012 года (в списке 27 политических партий, 20 региональных и 15 местных отделений);
  • список политических партий, их региональных и местных отделений, имеющих право принимать участие в выборах на территории Амурской области по состоянию на 16.07.2012 года (в списке 27 политических партий, 20 региональных и 42 местных отделения).

2.4. Сайт Управления Минюста по Белгородской области

В разделе «Новости региона» есть ссылка на список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах губернатора Белгородской области и дополнительных выборах депутата Белгородской областной Думы (в списке 16 политических партий и 13 региональных отделений). Другой информации, связанной с регистрацией региональных отделений партий, нет.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» (подраздел «Выборы») содержится список региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Белгородской области – но на 26 марта 2012 г. (в списке всего 7 отделений).

2.5. Сайт Управления Минюста по Брянской области

В разделе «Новости региона» нет никакой информации о регистрации региональных отделений партий.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея. Никакой другой информации о региональных отделениях партий нет.

2.6. Сайт Управления Минюста по Краснодарскому краю

На главной странице есть баннер, ведущий к списку политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края (по состоянию на 14 июля 2012 г.). В списке 25 партий и 23 региональных отделения.

В архиве новостей есть еще два сообщения:

  • о том, что «за прошедшую неделю» (даты не указаны) в Управление представлены документы 6 новых политических партий: «Альянс Зеленых – Народная партия», «Союз горожан», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Социал-демократическая партия России», «Партия Социальных сетей», «Народная партия России»;
  • о том, что уже принято решение о государственной регистрации регионального отделения Политической партии «Альянс Зеленых – Народная партия», а за период с 15 по 19 июня поступили документы еще трех региональных отделений (политической партии «Города России», Всероссийской политической партии «Партия пенсионеров России» и Всероссийской политической партии «Новая Россия»).

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея. Никакой другой информации о региональных отделениях партий в этом разделе нет.

2.7. Сайт Управления Минюста по Новгородской области

В архиве новостей есть сообщения:

  • о регистрации 26 июня 2012 г. регионального отделения Политической партии «Молодая Россия» (отмечено, что это первое региональное отделение политической партии, зарегистрированное после внесения изменений в Федеральный закон от «О политических партиях»);
  • список региональных отделений политических партий, зарегистрированных в области на 3 июля 2012 г. (в списке – только отделение «Молодой России»);
  • список региональных отделений политических партий, зарегистрированных в области на 4 июля 2012 г. (в списке два отделения, отмечено, что отделение Партии пенсионеров России зарегистрировано 3 июля 2012 г.);
  • список региональных отделений политических партий, зарегистрированных в области на 6 июля 2012 г. (в списке 9 отделений, при этом указано, что 3 из них зарегистрированы 3 июля и 5 – 4 июля 2012 г.);
  • список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах губернатора Новгородской области (в списке 16 партий и 11 региональных отделений)

Здесь смущает тот факт, что на 4 июля отсутствовала информация о регистрации 3 июля двух отделений. Что это может означать? Что «левая рука не знает, что делает правая», или что регистрация была произведена задним числом?

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея. Никакой другой информации о региональных отделениях партий в этом разделе нет.

2.8. Сайт Управления Минюста по Пензенской области

В архиве новостей есть список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области (по состоянию на 10 июля 2012 г.). В списке 19 партий и 11 региональных отделений.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть список региональных отделений (по состоянию на 19 июля 2012 г.). В списке 14 региональных отделений (в т.ч. 7 новых). Дат их регистрации нет. Тот же список содержится и в подразделе «Выборы».

2.9. Сайт Управления Минюста по Республике Северная Осетия – Алания

В разделе «Новости региона» нет никакой информации о регистрации региональных отделений партий.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея. Никакой другой информации о региональных отделениях партий нет.

2.10. Сайт Управления Минюста по Рязанской области

В разделе «Новости региона»[3] есть список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах губернатора Рязанской области (по состоянию на 14 июля 2012 г.). В списке 25 партий и 16 региональных отделений. Такой же список есть в разделе «Выборы в Рязанской области».

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» есть подраздел «Выборы», где имеется лишь явно ошибочная ссылка на страницу Управления Минюста по Республике Адыгея. Никакой другой информации о региональных отделениях партий в этом разделе нет.

2.11. Сайт Управления Минюста по Саратовской области

В разделе «Новости региона»[4] есть список зарегистрированных в области региональных отделений по состоянию на 10 июля 2012 г. В списке 20 отделений, в том числе 12 новых (с датами регистрации). Также приведен список из 4 отделений, документы которых находятся в стадии рассмотрения. Отмечено, что решения об отказе в государственной регистрации региональных отделений политических партий не принимались.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» (подраздел «Выборы») есть ссылка на списки избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах. Но при попытке пройти по этой ссылке появляется сообщение: «Доступ запрещён. У вас нет доступа к этой странице».

2.12. Сайт Управления Минюста по Сахалинской области

В разделе «Новости региона» нет никакой информации о регистрации региональных отделений партий.

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» (подраздел «Выборы») есть список зарегистрированных в области региональных отделений. В списке 10 отделений (в т.ч. 3 новых). Указаны даты регистрации (у новых партий – 5, 9 и 10 июля 2012 г.). Далее идет список избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (по состоянию на 14 июля 2012 г.), в нем 25 партий и 10 региональных отделений. 25 июля этот же список был и в виде отдельной страницы в том же подразделе (на 2 августа вместо него – список избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах мэра Макаровского городского округа – по состоянию на 26 июля 2012 г.).

2.13. Сайт Управления Минюста по Удмуртской Республике

На главной странице в разделе «Новости региона» есть лишь информация о регистрации Минюстом «Народной партии «За женщин России». При попытке войти в архив новостей 25 июля появлялось сообщение «Страница не найдена». 2 августа страница открылась; в верху ее оказалась новость (датированная 27 июля) «Управлением сформирован список избирательных объединений», где содержалась ссылка на подраздел «Выборы» (см. следующий абзац).

В разделе «Политические партии, региональные отделения политических партий» (подраздел «Выборы») есть список политических партий и их региональных отделений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики (по состоянию на 11 июля 2012 г.). В нем 20 партий и 15 региональных отделений.

Есть также два списка избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (по состоянию на 20 июля 2012 г.) – общероссийский (в нем 27 партий) и республиканский (в нем 21 региональное отделение партий).

2.13. Портал ЦИК

На сайте ЦИК в разделе «Выборы в субъектах Российской Федерации» 14 октября 2012 года есть страница «Сведения о политических партиях, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации и обладающих правом участия в выборах» (по состоянию на 25 июля 2012 г.). В списке 27 партий, помимо их названий содержатся адрес, наименование руководящего органа и фамилии, имена, отчества руководителей (с указанием должностей в партии).

В разделе «Информация о выборах и референдумах» можно найти информацию обо всех выборах, назначенных на 14 октября 2012 г. Там, в частности, по каждым выборам законодательного органа региона (в т.ч. повторным и дополнительным по одномандатным округам) содержатся списки политических партий и их региональных отделений, имеющих право участвовать в данных выборах. Список организован в виде гиперссылок, пройдя по ссылке на страницу конкретного регионального отделения, можно получить дополнительную информацию. Так, на этих страницах есть строка «Дата регистрации (дд.мм.гггг)» и строка «Дата государственной регистрации». Как нам удалось понять, вторая строка указывает на дату регистрации регионального отделения, а первая – на дату, когда Минюст установил, что партия имеет право участвовать в выборах (именно этой информации нам не хватало на сайте Минюста).

По выборам губернаторов и муниципальным выборам таких списков нет.

Смущают, однако, два момента. Во-первых, данные о числе партий и их региональных отделений, имеющих право участвовать в выборах, на портале ЦИК изменяются уже после начала кампании. Так, по выборам Законодательного Собрания Пензенской области 11 июля значились 16 партий и 7 отделений, а 25 июля стало 19 партий и 11 отделений. По выборам Государственного Совета Удмуртской Республики 13 июля значились 19 партий и 7 отделений, 17 июля – 25 партий и 15 отделений, а 25 июля – 20 партий и 15 отделений. Впрочем, можно понять, что это связано с устранением пробелов и ошибок, но все же желательно, чтобы с самого начала на сайте были точные данные.

Во-вторых, даже на 2 августа (т.е. когда все уже должно было утрястись) по многим регионам на этих страницах содержится явно неполная информация, то есть указаны только региональные отделения старых партий. Это касается Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Тыва, Камчатского и Краснодарского краев, Белгородской, Калининградской, Кировской, Костромской, Саратовской областей и Ханты-Мансийского АО.

3. Образование новых политических партий

3.1. Создание оргкомитетов

Процесс создания оргкомитетов новых партий не прекращался в условиях, когда новую партию практически невозможно было зарегистрировать. Так, за период с 8 апреля по 22 декабря 2011 г. (т.е. до объявления Д.А. Медведевым реформы партийного законодательства) было создано 23 оргкомитета. Примечательно, что ни одна из этих инициатив и в новых условиях не привела (на 2 августа 2012 г.) к регистрации политической партии, хотя известно, что по крайней мере два из этих оргкомитетов учредительные съезды провели.

После оглашения Д.А. Медведевым 22 декабря 2011 г. Послания Федеральному Собранию, в котором предлагалась реформа партийного законодательства, процесс образования оргкомитетов интенсифицировался. В еще большей степени этот процесс усилился после принятия 28 февраля 2012 г. в первом чтении соответствующего законопроекта, а затем и после подписания Д.А. Медведевым 2 апреля 2012 г. принятого закона. Так, за период с 22 декабря 2011 г. по 27 февраля 2012 г. было создано 39 оргкомитетов, за период с 28 февраля по 1 апреля 2012 г. – 54 оргкомитета, за период со 2 апреля по 31 мая 2012 г. – не менее 75 оргкомитетов. Далее этот процесс пошел на спад, тем не менее и в июне 2012 г. было создано около 20 оргкомитетов.

По-видимому далеко не все оргкомитеты образовывались с реальной целью создания новой партии, либо инициаторы образования оргкомитета плохо представляли себе трудности, с которыми они столкнутся. Это относится, в частности, и к большинству оргкомитетов, созданных вскоре после объявления реформы: лишь одна из инициатив, возникших в конце декабря 2011 г. и в январе 2012 г., привела (на 2 августа 2012 г.) к регистрации политической партии. Зато 4 февраля 2012 г. были созданы сразу четыре оргкомитета, добившиеся уже через два месяца регистрации (см. таблицу 1).

3.2. Прекращение деятельности оргкомитетов

Закон предусматривает два основания прекращения деятельности оргкомитета: проведение учредительного съезда и истечение срока его полномочий. Судя по информации с сайта Минюста и других сайтов, подразумевается еще одно основание, не предусмотренное законом: по-видимому, Минюст допускает прекращение деятельности оргкомитета по его собственной инициативе. Что касается срока полномочий, то на сайте Минюста нет информации о сроках полномочий оргкомитетов (этот срок должен указываться в протоколе, который представляется в Минюст), но было бы странно, если бы кто-то установил иной срок, чем максимально возможный (один год).

Если сравнить данные, размещенные Минюстом 9 апреля, позднее и, наконец, 24 июля 2012 г., то можно увидеть, что за этот период прекратили деятельность 38 оргкомитетов из числа созданных до 9 апреля. Из них у 10 истек год со дня создания, еще о 21 известно, что они провели съезды.

3.3. Политические партии, создаваемые путем преобразования общественного объединения

Инициатив по созданию политической партии путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения было не так много, но среди зарегистрированных политических партий доля партий, созданных таким образом, составляет не менее 20% (см. таблицу 1). Так, еще до объявления реформы съезд Общероссийского общественного движения «Российский общенародный союз» принял решение о преобразовании в политическую партию. Но зарегистрирована партия была лишь в июне 2012 г. А первой из новых партий получила регистрацию Демократическая партия России, преобразованная из Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр Андрея Богданова» (в которую в 2008 г. была преобразована партия с тем же названием).

3.4. Регистрация политических партий

За период с 4 апреля 2012 г. (когда вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ) по 23 июля 2012 г. Минюст зарегистрировал 29 новых политических партий (см. таблицу 1). При этом лишь Демократическая партия России была зарегистрирована в апреле, все остальные партии регистрировались начиная с 14 мая.

Таблица 1

Название партии

Способ создания

Дата образования оргкомитета

Дата проведения съезда

Дата регистрации

Право участия в выборах

Политическая партия «Демократическая партия России»

преобр.

05.04.2012

28.04.2012

06.07.2012

Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»

учредит.

15.03.2012

22.04.2012

14.05.2012

09.07.2012

Политическая партия «Альянс Зеленых – Народная партия»

учредит.

20.03.2012

24.04.2012

25.05.2012

05.07.2012

Политическая партия «Союз Горожан»

учредит.

14.02.2012

10.04.2012

21.05.2012

12.07.2012

Всероссийская политическая партия «Народная партия России»

учредит.

04.02.2012

11.04.2012

21.05.2012

10.07.2012

Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»

учредит.

04.02.2012

09.04.2012

21.05.2012

12.07.2012

Всероссийская политическая партия «Социал-демократическая партия России»

учредит.

04.02.2012

06.04.2012

21.05.2012

12.07.2012

Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»

учредит.

04.02.2012

08.04.2012

21.05.2012

12.07.2012

Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»

учредит.

28.03.2012

15.05.2012

25.05.2012

06.07.2012

Политическая партия «Города России»

учредит.

?

20.05.2012

06.06.2012

05.07.2012

Политическая партия «Молодая Россия»

учредит.

?

24.05.2012

06.06.2012

06.07.2012

Всероссийская политическая партия «Новая Россия»

учредит.

22.03.2012

26.05.2012

04.06.2012

06.07.2012

Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»

учредит.

29.03.2012

21.05.2012

07.06.2012

12.07.2012

Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»

преобр.

11.02.2012

06.06.2012

06.07.2012

Всероссийская политическая партия «Российская сетевая партия»

?

?

16.03.2012, 20.05.2012

06.06.2012

 

Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»

преобр.

22.04.2012

07.06.2012

06.07.2012

Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»

учредит.

?

18.05.2012

06.06.2012

10.07.2012

Политическая партия «Российский общенародный союз»

преобр.

17.12.2011

07.06.2012

 

Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

учредит.

30.03.2012

21.05.2012

09.06.2012

11.07.2012

Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

учредит.

14.03.2012

05.05.2012

09.06.2012

не позже 20.07.2012

Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»

преобр.

24.02.2012

07.06.2012

 

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость»

преобр.

07.04.2012

13.06.2012

 

Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ»

учредит.

?

23.05.2012

20.06.2012

не позже 20.07.2012

Политическая партия Российская консервативная партия «За нашу Родину»

учредит.

7.03.2012

28.04.2012

25.06.2012

 

Политическая партия «Родная Страна»

?

?

04.06.2012

25.06.2012

 

Политическая партия «Монархическая партия»

учредит.

10.01.2012

07.04.2012

25.06.2012

 

Российская политическая Партия Мира и Единства

учредит.

30.03.2012

19.05.2012

17.06.2012 ?

 

Политическая партия «Гражданская Платформа»

учредит.

4.06.2012

7.07.2012

19.07.2012

 

Всероссийская политическая партия «ЧЕСТНО» /Человек. Справедливость. Ответственность/»

учредит.

14.03.2012

5.05.2012, 10.06.2012

23.07.2012

 

 

Не зная даты подачи документов в Минюст, мы не можем определить, в какой срок Минюст принимал решения о регистрации. Как отмечалось в разделе 1, у Минюста на принятие решения о регистрации есть не более 20 дней. Однако из таблицы 1 можно видеть, что в ряде случаев решение явно принималось быстрее. Так, Партия пенсионеров России была зарегистрирована через 10 дней после проведения съезда, Всероссийская политическая партия «Новая Россия» – через 9 дней, Политическая партия «Гражданская Платформа» – через 12 дней, Политическая партия «Молодая Россия» – через 13 дней, Политическая партия «Города России» и Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан» – через 17 дней. При этом маловероятно, что документы на регистрацию были поданы в день проведения съезда или на следующий день, а если они были поданы так скоро, то, по-видимому, не были соблюдены все требования закона.

В то же время на сайте Российской консервативной партии «За нашу Родину» размещена информация о том, что комплект документов для регистрации этой партии был представлен в Минюст 24 мая 2012 г. Зарегистрирована же партия только 25 июня, то есть с нарушением срока, предусмотренного законом.

Информация в таблице 1 неполная, поскольку мы не имеем сведений об оргкомитетах, созданных после 9 апреля, но проведших съезд до 4 июня. Кроме того, из списка оргкомитетов не всегда можно определить, какой из них создал зарегистрированную партию. Так, до 9 апреля 2012 г. были созданы три оргкомитета с предполагаемым названием «Аграрная партия России», и два из них к 4 июня прекратили деятельность. Отметим также, что в списке оргкомитетов, созданных до 9 апреля 2012 г., нам не удалось найти оргкомитет Российской консервативной партии «За нашу Родину», хотя по информации с сайта этой партии он был создан 7 марта 2012 г.

Стоит также отметить, что большинство вновь созданных партий не имеют своих сайтов, и информация о них в Интернете практически отсутствует.

3.5. Регистрация региональных отделений новых политических партий

Сколько-нибудь полной информацией о регистрации региональных отделений политических партий мы не располагаем. Лишь по семи регионам у нас есть данные, полученные либо с сайтов территориальных органов Минюста, либо с портала ЦИК (см. таблицу 2).

Таблица 2

table2_obzor2.jpg

Примечание: информация по Новгородской, Сахалинской и Саратовской областям взята с сайтов территориальных органов Минюста, по остальным регионам – с портала ЦИК.

В основном же мы можем судить об этом процессе косвенно – по информации о партиях, получивших право участвовать в выборах.

Первыми стартовали избирательные кампании по выборам глав Белгородской и Новгородской областей – решения о назначении этих выборов были опубликованы 6 июля. Согласно информации с сайта Управления Минюста по Новгородской области, право участвовать в этих выборах получили 8 новых партий (см. таблицу 1). На 10 июля, когда стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, на сайтах Минюста и Центризбиркома появилась информация об 11 новых партиях, получивших право участвовать в выборах. В течение трех дней к ним добавились еще 6 партий, в течение следующей недели – еще 2.

Здесь также стоит отметить высокую оперативность территориальных органов Минюста (хотя мы не можем быть уверены, что такая оперативность проявлялась по отношению ко всем партиям). Так, мы видим, что политические партии «Молодая Россия», «Города России», «КОММУНИСТЫ РОССИИ», «УМНАЯ РОССИЯ», Российская экологическая партия «Зеленые» успели за месяц, прошедший с момента регистрации партии, зарегистрировать не менее 42 региональных отделений, получить документы о регистрации и представить их копии в Минюст. Еще у ряда партий на это ушло чуть больше месяца (если бы Минюст, его территориальные органы и органы ФНС придерживались максимально допустимых сроков, на эти процессы даже при сверхоперативности самих партий понадобилось бы около полутора месяцев).

Из таблицы 2 видно, что процесс регистрации региональных отделений резко интенсифицировался с 3 июля. Можно думать, что это связано с активизацией партий перед началом избирательной кампании, однако более реалистично предполагать, что были задействованы административные механизмы.

Смущает еще один момент. Разумеется, нашу выборку из семи регионов нельзя считать репрезентативной. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что из 19 партий, который по официальным данным зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, только 6 зарегистрировали отделения в четырех или пяти из указанных семи регионов (т.е. более чем в половине из них). Для того чтобы не возникало сомнений в правильности официальных данных, желательно, чтобы Минюст предоставил полную информацию о регистрации региональных отделений партий.

3.6. Партии, получившие право участвовать в выборах 14 октября 2012 г.

Назначение региональных выборов на 14 октября 2012 г. проходило в момент интенсивной регистрации региональных отделений политических партий. Поэтому от того, насколько рано были назначены эти выборы, зависело, сколько политических партий получили право в них участвовать. Соответствующие данные по 11 регионам приведены в таблице 3.

Таблица 3

Избираемый орган или должностное лицо

Дата начала кампании

Число партий, имеющих право участвовать

Губернатор Белгородской области

6.07.2012

16

Губернатор Новгородской области

6.07.2012

16

Законодательное Собрание Пензенской области

10.07.2012

19

Государственный Совет Удмуртской Республики

11.07.2012

20

Губернатор Амурской области

13.07.2012

25

Губернатор Брянской области

13.07.2012

25

Законодательное Собрание Краснодарского края

14.07.2012

25

Саратовская областная Дума

12.07.2012

25

Сахалинская областная Дума

14.07.2012

25

Губернатор Рязанской области

14.07.2012

25

Парламент Республики Северная Осетия – Алания

21.07.2012

27

 

4. Выводы

Главная интрига в процессе регистрации политических партий и их региональных отделений, который проходил с апреля до середины июля 2012 г., состояла в том, какие новые партии получат право участвовать в выборах 14 октября 2012 г. Как видим, в зависимости от даты назначения выборов это право получили от 8 до 19 новых партий.

Российскому обществу не должно быть безразлично, как проходил этот процесс, соблюдались ли при этом требования закона, а также конституционный принцип равенства всех партий, что должно было выражаться в равном отношении органов юстиции к вновь создаваемым партиям. Для того чтобы быть уверенным в соблюдении всех норм и принципов, мы должны иметь как можно более полную информацию о процессе регистрации партий и их региональных отделений.

Наш анализ показал, что Минюст и его территориальные органы недостаточно информируют общество об этом процессе. Значительная часть информации остается закрытой. В этих органах почему-то считают, что участие их руководителей в различных совещаниях – более важная информация, чем принятие правовых актов о регистрации политических партий или их региональных отделений.

Остается понять, что это: просто неумение вести информационную политику, традиционное для бюрократии пренебрежение функцией информирования общества, или за этим кроется нечто более серьезное – желание скрыть манипуляции в процессе регистрации, нарушение принципа равенства партий? К сожалению, некоторые из обнаруженных нами фактов дают основание подозревать второе. Поэтому для устранения подозрений было бы крайне желательно, чтобы Минюст предал гласности информацию по всем зарегистрированным партиям о датах следующих событий:

  • образования оргкомитета и уведомления оргкомитетом Минюста (для партий, созданных на учредительном съезде);
  • проведения учредительного или преобразовательного съезда;
  • подачи в Минюст документов на регистрацию партии;
  • подачи в территориальные органы Минюста документов на регистрацию региональных отделений;
  • регистрации региональных отделений;
  • представления партией в Минюст документов, подтверждающих регистрацию ее региональных отделений не менее чем в 42 субъектах РФ.

 

Обзор подготовил

эксперт Комитета гражданских инициатив

кандидат юридических наук

Любарев А.Е.

3.08.2012



[1] Все три партии, отсутствовавшие в списке на 25 июля и появившиеся 2 августа, были зарегистрированы до 25 июля, и непонятно, почему информации о них не было 25 июля. При этом Партия Мира и Единства на сайте Минюста значится зарегистрированной 17 июня 2012 г., хотя, возможно, там просто опечатка. Информация в СМИ о регистрации этой партии появилась 30 июля 2012 г. (http://www.interfax.ru/politics/news.asp?id=258029), при этом почему-то утверждается, что она «стала 35-й по счету, образованной после вступления в силу новой редакции закона о партиях», хотя в списке Минюста она 35-я, если считать и ранее существовавшие партии.

[2] На 2 августа число файлов возросло до пяти (появились списки партий и их отделений, имеющих право принимать участие в выборах на более поздние даты).

[3] На 2 августа эта ссылка была уже в архиве новостей.

[4] На 2 августа эта ссылка была уже в архиве новостей.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.