11.11.2013

Реформа полиции

Фото: РИА Новости

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (статья 2). При этом права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность органов власти, в том числе правоохранительных органов и судов (статья 18). 

Однако каждому, кто хоть немного знаком с нынешним состоянием российской правоохранительной системы, очевидно, что для нее ни пострадавший от правонарушения, ни подозреваемый или обвиняемый в его совершении, ни гражданин как таковой не являются высшей ценностью и мерилом содержания и результатов деятельности. Согласно промежуточным данным текущего исследования «Евробарометр в России» , половина россиян (51%) ожидает от сотрудников полиции незаконных действий в свой адрес, при этом среди жителей крупных городов (с населением более 500 тыс.) распространенность таких ожиданий выше – их испытывают двое из трех опрошенных (66,5%). Среди предложенного перечня угроз наиболее реальными для граждан представляются возможность неправомерного задержания (36% в целом по выборке, и 51,5% – среди жителей крупных городов), вымогательство и словесные оскорбления (по 33% среди всех россиян, среди населения крупных городов – 48% и 45% соответственно). Физического насилия в свой адрес со стороны полиции ожидает каждый пятый (21,5%), а в крупных городах – каждый третий респондент (35%). 

Как сделать так, чтобы в сфере противодействия преступности вместо внешних показателей во главу угла поставить человека, его права и свободы, как того требует Конституция Российской Федерации (статьи 46, 49, 52, 123), обеспечить защиту потерпевших и их право на возмещение причиненного ущерба, гарантировать обвиняемым право на защиту, справедливое разбирательство? Что нужно сделать, чтобы соблюдать Конституцию и приблизиться к достижению заданных в ней высоких стандартов правового государства? 

Сейчас очевидно, что для этого нужна кардинальная реформа правоохранительных органов. Предлагаемая концепция реформирования включает комплексные и системные изменения правоохранительной системы, благодаря которым она станет соответствовать Конституции как по букве, так и по духу закона. 

В современной России работа полиции и других правоохранительных органов, выполнение ими своих непосредственных функций сопровождается таким количеством отрицательных побочных эффектов, что опасность для граждан, связанная с повседневной работой правоохранительной системы, сравнима по масштабам с опасностью, порождаемой преступностью, с которой эта система призвана бороться. Невозможно в настоящее время говорить о реформировании, нацеливаясь на «идеальный образ полиции завтра». Негативные эффекты правоохранительной системы блокируют экономическое развитие страны и являются сегодня главной проблемой, более важной, чем недостаточная эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с преступностью. Концепция направлена на уход от этого очевидно негативного состояния, и в первую очередь содержит необходимые организационные изменения, которые должны преобразовать полицию. 

Предлагаемый в концепции комплекс мер сконцентрирован в первую очередь на МВД, СК РФ, ФСКН – правоохранительных органах, отвечающих за рассмотрение 97% сообщений о преступлениях и охрану общественного порядка, и на прокуратуре, осуществляющей надзор за их деятельностью.

11.png Скачать Концепцию реформы

Концепция комплексной организационно-управленческой реформы правоохранительных органов РФ by Комитет гражданских инициатив

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.