Комитет гражданских инициатив выражает серьезную обеспокоенность перспективами ограничения прямого участия граждан в местном самоуправлении и риском серьезного снижения качества муниципальных услуг. 

Принятый в первом чтении законопроект № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопреки декларируемой цели приближения власти к жителям ведет к отмене прямых выборов мэров и представительных органов во всех муниципальных районах и в большинстве крупных городов  России. Предлагаемая в законопроекте к повсеместному внедрению англо-саксонская  модель «сити-менеджера» пока ничем не доказала свою эффективность в российских условиях. Назначенные «по конкурсу» главы местных администраций на практике превращаются в обычных назначенцев «сверху», призванных не столько служить интересам жителей, сколько обслуживать работу региональных властей. 

Представляется крайне сомнительной попытка заменить  непосредственные выборы гражданами своих городских и районных депутатов делегированием представителей от депутатского корпуса поселений и внутригородских районов. По сути, предлагается возврат к архаичной практике раннесоветского периода (1918-1936 гг.), когда депутаты вышестоящего уровня назначались депутатами нижестоящего уровня. При таком многоуровневом «отсеве» народных избранников даже местный парламент перестает быть «местом для дискуссий» и становится инструментом для формального подтверждения решений исполнительной власти. 

Особые риски видятся в разделении крупных городов на отдельные внутригородские районы со статусом самостоятельных муниципальных образований. Законопроект  основан на дублировании компетенций между городскими властями и обретающими самостоятельность внутригородскими районами. Неизбежные в связи с этим конфликты, борьба за раздел и передел муниципального имущества чреваты дезорганизацией управления на местах, снижением качества  оказываемых гражданам услуг и ростом недовольства населения.  

Отдельные положения Законопроекта вызывают вопросы относительно их соответствия статье 12 и ч. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, закрепляющей самостоятельность местного самоуправления и право граждан определять структуру муниципальных органов. Очевидно и явное противоречие законопроекта идеям Послания Президента Российской Федерации от 12 декабря 2013 года – вопреки задаче формирования «сильной, независимой и финансово обеспеченной власти на местах» предлагается фактически подчинить местное самоуправление региональным властям, что чревато как ограничением прав граждан, так и ослаблением возможностей федеральной власти. 

Комитет гражданских инициатив считает крайне важным обеспечение импульсов для развития местного самоуправления в России. Однако мы убеждены, что естественный путь такого развития состоит не в скороспелых законодательных изменениях, ведущих к ломке всей муниципальной системы, а в последовательной работе по расширению возможностей для прямого народовластия, укреплению ресурсной базы и самостоятельности муниципалитетов.  

" > Новости: Заявление Комитета гражданских инициатив о реформе местного самоуправления
19.04.2014

​Комитет гражданских инициатив выражает серьезную обеспокоенность перспективами ограничения прямого участия граждан в местном самоуправлении и риском серьезного снижения качества муниципальных услуг.

​Принятый в первом чтении законопроект № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопреки декларируемой цели приближения власти к жителям ведет к отмене прямых выборов мэров и представительных органов во всех муниципальных районах и в большинстве крупных городов России. Предлагаемая в законопроекте к повсеместному внедрению англо-саксонская модель «сити-менеджера» пока ничем не доказала свою эффективность в российских условиях. Назначенные «по конкурсу» главы местных администраций на практике превращаются в обычных назначенцев «сверху», призванных не столько служить интересам жителей, сколько обслуживать работу региональных властей.

​Представляется крайне сомнительной попытка заменить непосредственные выборы гражданами своих городских и районных депутатов делегированием представителей от депутатского корпуса поселений и внутригородских районов. По сути, предлагается возврат к архаичной практике раннесоветского периода (1918-1936 гг.), при которой депутаты вышестоящего уровня назначались депутатами нижестоящего уровня. При таком многоуровневом «отсеве» народных избранников даже местный парламент перестает быть «местом для дискуссий» и становится инструментом для формального подтверждения решений исполнительной власти. ​

​Особые риски видятся в предложенном механизме разделения крупных городов на отдельные внутригородские районы со статусом самостоятельных муниципальных образований. Законопроект основан на дублировании компетенций между городскими властями и обретающими самостоятельность внутригородскими районами. Это неизбежно приведет к конфликтам, борьбе за раздел и передел муниципального имущества, дезорганизации управления на местах, снижению качества оказываемых гражданам услуг и росту недовольства населения.

​Отдельные положения Законопроекта вызывают вопросы относительно их соответствия статье 12 и ч. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, закрепляющей самостоятельность местного самоуправления и право граждан определять структуру муниципальных органов. Очевидно и явное противоречие законопроекта идеям Послания Президента Российской Федерации от 12 декабря 2013 года – вопреки задаче формирования «сильной, независимой и финансово обеспеченной власти на местах» предлагается фактически подчинить местное самоуправление региональным властям, что ведет к ограничению прав граждан и ослаблению возможностей федеральной власти.

​Комитет гражданских инициатив считает крайне важным поддержку государством развития местного самоуправления в России. Однако мы убеждены, что естественный путь такого развития состоит не в скороспелых законодательных изменениях, ведущих к ломке всей муниципальной системы, а в последовательной работе по расширению возможностей для прямого народовластия, укреплению ресурсной базы и самостоятельности муниципалитетов.

Председатель КГИ Алексей Кудрин

Члены КГИ:

  1. Евгений Гонтмахер
  2. Василий Мельниченко
  3. Андрей Галиев
  4. Андрей Колесников
  5. Сергей Цыпляев
  6. Александр Рубцов
  7. Владимир Назаров
  8. Виталий Ушканов
  9. Андрей Нечаев
  10. Иосиф Райхельгауз
  11. Иван Бегтин
  12. Владимир Познер
  13. Леонид Гозман
  14. Юлий Гусман
  15. Александр Архангельский
  16. Яков Гордин
  17. Михаил Дмитриев
  18. Игорь Юргенс
  19. Николай Сванидзе
  20. Виктор Плескачевский
  21. Дмитрий Орешкин
  22. Валерия Касамара

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.