Член КГИ Андрей Галиев: «В нормальной ситуации телеканал должен сам определять, на чем ему зарабатывать»

25.07.2014

Госдума запретила показ рекламы на платных каналах. Запрет вступает в силу с начала следующего года. Депутаты пояснили: неправильно, что каналы одновременно берут плату с абонентов за просмотр и показывают рекламу. По подсчетам Роскомнадзора, в России действуют более 3600 ТВ-лицензий. Анализ этих лицензий позволяет выделить 2000 «условно платных»: 1320 — кабельные, 227 — спутниковые и 430 с универсальной лицензией. В новом законе оговорено, что к платным каналам не относятся те, что распространяются за счет эфирного наземного вещания. Это Первый канал, Россия 1, СТС, ТНТ, РЕН ТВ и другие. Таким образом, в «черном списке» остались 1 400 «уникально платных каналов». Из них 300 имеют федеральную значимость и вещают на большинство российских регионов. Руководители платных телеканалов сразу начали бить тревогу, поясняя в открытом письме к Президенту РФ, что «исключение рекламной модели поставит порядка 150 платных тематических каналов на грань выживания». Президентский совет по правам человека (СПЧ) также выступил против этого закона. По мнению СПЧ, поправки монополизируют рынок телевизионной рекламы и неизбежно повлекут за собой не только повышение абонентской платы, но и закрытие многих телеканалов. Член СПЧ, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ, профессор, член КГИ Николай Сванидзе подчеркнул, что закон нужно не исправлять, а отменять. На какие телевизионные каналы распространился новый закон и сократится ли количество средств массовой информации, комментирует медиа-эксперт, журналист, член КГИ Андрей Галиев:

GALIEV-150.jpg«Судя по тексту закона, под ограничения попадают компании, не имеющие лицензии на эфирное вещание и распространяющиеся только через кабель или спутник. Тем самым эфирные каналы, которые зарабатывают только на рекламе, оказываются с ними неравном конкурентном положении, пояснили депутаты. Однако на эфирные каналы в России приходится почти 98% рекламных бюджетов.

Выгодно ли рекламодателю распространять рекламу на небольших (кабельных или спутниковых) каналах? Да, если эта реклама носит более таргетированный характер. Таргетированность, в частности, может быть географической или, например, социальной: люди, пользующиеся платными телевизионными услугами, скорее всего, более платежеспособны...

Запрет на распространение рекламы через «платные» телеканалы — это пример удачной реализации инициативы тех людей, которые никак не заинтересованы в развитии российского рынка телевизионных услуг и руководствуются какими-то своими мотивами. Для того, чтобы развивался этот, да и любой другой, рынок, на нем должна реализовываться предпринимательская инициатива. Для предпринимательской инициативы полезно расширение возможностей для маневра ресурсами и, соответственно, — вредно их сужение. В нормальной ситуации телеканал должен сам определять, на чем ему зарабатывать: на рекламе, на подписке, или используя оба этих источника. Если у канала есть аудитория, у него будут рекламодатели. Если при наличии рекламы его зрители согласны платить за подписку на такой канал — отлично. Нет, они просто откажутся от подписки, сократив аудиторию и рекламную привлекательность.

Все слова о том, что введенный запрет уравнивает возможности «платных» и «общедоступных» каналов, представляются лукавством, поскольку по сути бесплатных каналов у нас нет. По крайней мере, в крупных городах, где весь телевизионный рынок поделен провайдерами соответствующих услуг. Да, вы не должны вносить плату за Первый и Россию 1, которые входят в стандартный пакет НТВ-Плюс или АКАДО, но вы уже потратились на приобретение у компаний необходимого оборудования.

Кроме того, если следовать этой «уравнивающей» логике, необходимо запретить связным провайдерам брать деньги «за распространение» с «платных» каналов в случаях, когда эти провайдеры получают деньги еще и с другого конца — от зрителей. Здесь речь должна была бы идти только о разделении дохода в тех или иных пропорциях.

Принятое изменение правил игры, несомненно, приведет к росту абонентской платы, поскольку каналам придется заместить выпадающие рекламные доходы в условиях не очень высокой маржи, а также к закрытию тех СМИ, которые не смогут себе этого позволить. Каким будет число этих закрытий, сейчас сказать сложно, но понятно, прежде всего, под удар попадают небольшие независимые компании».

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.