Члены КГИ о воспитании патриотизма среди школьников

21.08.2014

Парламентарии инициировали пропаганду патриотизма среди школьников. Депутаты хотят вернуть в учебную программу уроки политинформации. А также подготовили предложение об обязательной военной подготовке в средних и старших классах, где учеников научат обращаться с оружием.

Gordin-150.jpgПисатель, историк; соредактор журнала «Звезда», генеральный директор ООО «Журнал «Звезда», член КГИ Яков Гордин:

Инициатива о преподавании политинформации в школах – грубое нарушение Конституции РФ, потому что уроки политинформации мыслятся как воспитание на основе одной политической платформы. Вряд ли на подобных занятиях будут проповедовать разнообразия мнений. Наша Конституция предполагает разнообразие мнений и отсутствие единой идеологии. Если на то пошло, то нужно ставить вопрос об изменении Конституции.

Россия неоднократно страдала от этой безумной идеи, которая называется введением единомыслия. Еще в середине 19 века Козьма Прутков написал трактат «О введении единомыслия в России». Умные аристократы граф Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы издевались над желанием ввести подобного рода уроки на разных уровнях.

Инициатива депутатов – антипатриотичная. Страна не может существовать на основании единомыслия – это деградация.

Обязательная военная подготовка в средних и старших классах. Инициатива имеет право на существование. Но все зависит от того, какова идеологическая подкладка. Если ребят будут обучать, как в песне поется «штыком коли, прикладом бей», то ни к чему хорошему это не приведет. Помню школьные уроки военного дела в советское время - чистая профанация. Если уроки будут проходить как вариант физической подготовки – кто дальше бросит учебную гранату или быстрее преодолеет препятствие, то такую идею можно и реализовать.

Складывается ощущение, что наши парламентарии существуют вне исторического процесса, не оглядываясь назад, пытаются инстинктивно повторить ошибки Советского Союза. Простите за банальность, это игра с граблями.


svanidze-150.jpgТележурналист, историк, руководитель кафедры журналистики Института Массмедиа РГГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член КГИ Николай Сванидзе:

Обе инициативы, на мой взгляд, нехорошо пахнут, хотя бьют в одну точку. Политинформация, судя по нынешней политической тенденции, завод агрессии. Если ее преподавать сегодня, то это будет пятиминутка ненависти: Россия в кольце врагов, а главный враг – США. Именно это будут объяснять детям на уроках политинформации. Ведь им не расскажешь про историю, про нее они будут узнавать на уроках истории.

Какой-то человек, вопрос – какой, будет рассказывать то, что велено сверху, в соответствии с государственными установками. Иначе говоря, это будут уроки изоляционизма. Зачем вообще рассказывать детям в школе лишнее про политику? Сами все узнают, что им будет интересно. Пусть изучают историю, читают родную литературу. А политика сегодня одна, завтра – другая.

В инициативе о военной подготовке в школе прослеживается та же линия милитаризма, изоляционизма и линия пятиминутной ненависти. Фактически из граждан будут готовить солдат. Те, кто пойдет в армию, получат все необходимые навыки там. Собирать и разбирать автомат Калашникова можно научиться за неделю. Тратить время школьников на это – бессмысленно.

Патриотизм – это любовь к родине. Родная природа – это патриотизм, Александр Сергеевич Пушкин – это патриотизм, Иосиф Мандельштам – тоже патриотизм, Петр Ильич Чайковский – патриотизм. Не нужно путать патриотизм с милитаризмом. Это совершенно разные вещи. Не нужно путать патриотизм с поддержкой собственного начальства – это уже государственный патриотизм. Александр Солженицын очень правильно проводил грань между этими видами патриотизма - постоянным и безоговорочным одобрением начальства и любовью к родине.

Любовь к Родине специально развивать не нужно. Достаточно того, что есть флаг, гимн. Если все время давить на психику, можно вызвать обратный эффект.


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.