Член КГИ Виктор Плескачевский: «Без национального объединения система саморегулирования бизнеса неполноценна. Каждый сам по себе»

19.09.2014

Pleskachevsky-150.jpgВице-президент РСПП, со-председатель совета РСПП по развитию саморегулирования, член КГИ Виктор Плескачевский:

В настоящее время самая важная проблема российского бизнеса, вообще предпринимательской среды, делового климата, рыночной экономики - в строительстве первичной инфраструктуры для полноценного представительства и защиты своих интересов, в становлении саморегулирования бизнеса. Формирование устойчивых и дееспособных профильных предпринимательских объединений, обретение навыков работы через них и с властью, и с обществом, это задача постепенного построения цивилизованной рыночной среды.

И в этом не может быть ничего удивительного. Таким путем шло человечество на протяжении всей истории своего существования, от Древнего Египта до наших дней.

Всего восемь лет назад был принят закон о СРО, а сегодня в этот процесс, так или иначе, уже вовлечено около 6 процентов граждан России. Предприниматели, потребители, чиновники…

Одновременно необходимо признать, что слишком довольных мало. С одной стороны, и предприниматели, и потребители, рожденные и воспитанные в тоталитарном государстве с трудом привыкают к этому институту рыночной демократии. С другой стороны, наше Правительство после ухода Германа Грефа, Эльвиры Набиуллиной из Минэкономразвития, в тематике дебюрократизации экономики под напором бюрократии, которая всегда была против СРО, основательно «впало в спячку» и отдало саморегулирование «на откуп» различным ведомствам. Процесс развития и совершенствования СРО практически остановился. Законопроекты, разработанные 5-6 лет назад, пылятся в Государственной Думе.

Дошло до того, что сегодня президент вынужден подгонять правительство. И в мае этого года Владимир Путин поручил правительству разработать концепцию развития и совершенствования саморегулирования с учетом необходимости кодификации всего законодательства о СРО и единства подходов в контроле и надзоре со стороны госорганов. Замечу, прошло четыре месяца - мало что изменилось.

При такой пассивности правительства, бизнес сообщество вынуждено периодически проявлять инициативу. В отсутствии координации такой сложной работы, внесенные через депутатов в Думу законопроекты о СРО часто не согласованы между собой и, что особенно плохо – с базовым законом о СРО. Кто в лес, кто по дрова… В результате все они лежат практически без движения.

18 сентября 2014 года в очередной раз была поднята важнейшая тематика в сфере саморегулирования - законопроект о национальных объединениях саморегулируемых организаций в России внесен в Госдуму. Необходимо отметить, что без нацобъединений СРО саморегулирование неполноценно даже юридически, потому что принятые отдельными СРО стандарты и правила в какой-либо отрасли без согласования между собой образуют правовой хаос.

Когда принимался базовый закон о СРО, правительство «убедило» нас, что СРО будут развиваться медленно, лет 10-15. Поэтому, мол, когда СРО создадутся, тогда и пропишем в законе национальные объединения как координаторов любого нормотворчества и единственных источников отраслевых федеральных стандартов и правил. Однако, все пошло гораздо быстрее. 5 лет назад в ГД РФ был внесен законопроект, который пытался провести упомянутую много позже в майском поручении Президента кодификацию законодательства о СРО. Увы, отраслевые министерства не дали ему пройти до сего дня.

В целом законопроект ничего нового не предлагает, кроме того, что уже ранее было внесено в Госдуму, во многом повторяет нормы о нацобъединениях. Например, статус национального объединения смогут получить общероссийские негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие СРО, в состав которых войдут более 50% СРО соответствующей отрасли. Но важно, что бизнес вопреки сопротивлению бюрократии опять поднимает этот вопрос: правительство, обрати внимание на проблемы саморегулирования. Без национального объединения система саморегулирования неполноценна. Без национальных отраслевых объединений СРО невозможна полноценная стандартизация ни качества продукции, ни деятельности регулируемых лиц. Плохо предпринимателям, государству и, главное, потребителю.

Уверен, что к новому проекту закона будет много претензий и с точки зрения юридической чистоты. Но сама постановка вопроса крайне необходима. Интересно то, что не правительство приступило к исполнению поручения президента, а сам бизнес через депутатов пытается что-то совершенствовать в своем окружении.

Скорее всего, этот закон о национальных объединениях саморегулируемых организаций будет отклонен. Возможно, его предложат перенести, доработать и так далее. Но мы будем настаивать, чтобы Минэкономразвития, исполняя майские поручения президента, вместе с бизнес-сообществом «достраивали» стратегию совершенствования отношений в сфере СРО. Сегодня бизнес быстрее, чем бюрократия, осознает что проблемы несоразмерности государственного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности часто оборачиваются коррупцией, множеством дополнительных и неопределенных рисков… И, в конечном итоге, отражаются в цене и качестве товаров и услуг, а часто и в нежелании заниматься самостоятельным предпринимательством.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.