20.01.2015

Министерство экономического развития передало в правительство антикризисный план, который ведомство разрабатывало с прошлой недели. В проекте – предложение заморозить накопительную часть пенсии в 2016–2018 годах и вернуться к теме пенсионного возраста, сообщила газета «Коммерсантъ». Однако через несколько часов в Минэкономики заявили, что не предлагали продлить заморозку накопительной части пенсии до 2018 года. Как сказано в сообщении, опубликованном на сайте министерства, оно считало бы продление моратория нецелесообразным.

Евгений ГонтмахерЗаместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, член Правления Института современного развития (ИНСОР), член КГИ Евгений Гонтмахер:

Сам факт, что инициатива о заморозке накопительной части пенсий обсуждается, говорит о возможном ее положительном решении. Думаю, это произойдет в момент сильного обострения бюджетных проблем – во второй половине этого года. Вопрос о заморозке пенсий снова встанет на повестке дня, и сюжет повторится, как в предыдущие два года. К сожалению, само по себе обсуждение этой темы говорит  о крайнем неблагополучии бюджета. 

Не так давно Алексей Улюкаев призвал к тому, чтобы не выделять из федерального бюджета средства в пользу ПФР. Но это невозможно. Федеральный бюджет ежегодно дотирует более триллиона рублей Пенсионному фонду. Отказ от финансирования из федерального бюджета означает приостановку выплат пенсий, не говоря уже про индексацию, которая положена по закону. Поэтому на такую драконовскую меру правительство не пойдет - это социально и политически опасно.

Но триллионы нужны и федеральному бюджету. Поэтому было бы неплохо найти какие-то альтернативные источники дохода, чтобы их как-то заместить. Решение: несколько сот миллиардов рублей, которые собираются на накопительных счетах россиян, можно заморозить. Что такое заморозка накопительной части пенсии?  У людей на их накопительных счетах в виде галочек и записей вроде есть определенная сумма денег. Но лично вы их уже не можете инвестировать  в частные управляющие компании или в государственный пенсионный фонд, как это было еще три года назад. Вас этого права лишают - и живые деньги уходят в Пенсионный фонд, закрывая его дефицит. С точки зрения правительства, это логично, учитывая, что в сегодняшних реалиях состояние экономики нашей страны ухудшается. 

Напомню, в феврале ожидается первая индексация пенсий в этом году – она напрямую связана с инфляцией. В прошлом году уровень инфляции составил более 11%. На ее компенсацию по предварительным расчетам в 2015 году понадобится около 200 миллиардов рублей. Но как было сказано Министерством финансов, таких денег в бюджете нет. В бюджете на этот год, который принят в конце 2014 года, инфляция была заложена в районе 6%. А по правилам индексации, если инфляция шесть или меньше процентов, то индексация не наступает. Поэтому Минфин ничего и не закладывал. А жизнь у нас оказалась богаче, чем бюджет. Но по закону - вынь да положь! 

Не за горами, в апреле, и вторая индексация – на этот раз страховой части пенсии, связанная с ростом номинальных заработных плат за прошлый год.  Это тоже  около 200 миллиардов рублей. В очередной раз Минфину надо подумать, где взять деньги. Накопительная часть пенсий и ее заморозка – выход из этого интересного положения. Этой меры точно хватит на две индексации. 

Сегодня опять заговорили о повышении пенсионного возраста как об антикризисной мере. А это неправильный и абсолютно плоский подход. Я сторонник повышения пенсионного возраста. Но это должно происходить не авральным и не фискальным образом. Во-первых, эта мера возможна при исполнении целого ряда условий: демографических, состояния рынка труда, здравоохранения, соцобеспечения и прочих. И только тогда, когда из вышеперечисленных элементов складывается единая картинка, как это работает в ряде развитых стран, то вопрос о повышении пенсионного возраста разумен. У нас таких условий нет. 

Во-вторых, надо иметь в виду, что эта мера носит очень медленный и длинный характер. Допустим, в 2015 году будет принято решение о повышении пенсионного возраста  уже с 1 января 2016 года. Мировая практика заключается в том, что каждый календарный год идет повышение пенсионного возраста на квартал, более жесткий вариант – на полгода. Считаем: если актуально предложение поднять пенсионный возраст на два года при условии повышения раз в квартал, на это уйдет 8 лет. В жестком варианте – 4 года. Результат: фискальный эффект появится только через несколько лет и то под большим вопросом из-за потери интереса работников к государственной пенсионной системе. В 2016 году фискальный эффект будет мизерным – несколько десятков миллиардов рублей на фоне того, что пенсионный фонд тратит несколько триллионов рублей в год. 

Поэтому в сегодняшних условиях повышение пенсионного возраста можно рассматривать как акт отчаяния, как антикризисную меру. С моей точки зрения, это абсурд. В целом же, повышение пенсионного возраста -  адекватная экономическая мера социальной политики в нормальных условиях планирования событий на 5 – 10 лет вперед.     

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.