Эксперт КГИ Петр Шкуматов: «Государство может объявить санкции водителям, которые не платят по долгам»

24.03.2015

В России алименты не получают почти 2 миллиона детей. Заставить недобросовестных отцов содержать своих детей можно лишь одним способом – временно ограничить должнику права на выезд за пределы РФ. Законодатели предложили еще одну эффективную меру для злостных должников - временное ограничение права на управление транспортным средством и судном. Данный законопроект касается граждан, которые вовремя без уважительных причин не погасили требования по исполнительным документам в соответствии со статьей 111-й Федерального закона "Об исполнительном производстве". Речь идет об уплате алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда со смертью кормильца, компенсации морального вреда, выплате выходных пособий и авторских вознаграждений. Законопроект принят в первом чтении в конце января 2015 года, дата второго чтения пока не определена. 

Координатор общественного движения «Синие Ведерки», эксперт КГИ Петр Шкуматов о том, почему ограничение должников на управление транспортным средством разрушает правовую систему: 

Инициатива по ограничению действия прав создает в нашем государстве очень опасный прецедент. Во-первых, во имя благой цели людей начинают лишать специальных прав. А право управлять транспортным средством относится к категории специального: человека допускают к управлению  транспортным средством после того, как он сдаст экзамен в ГАИ. Исходя из логики специального права, лишить человека водительского удостоверения можно только за грубое нарушение ПДД. 

Никакие долги по алиментам, налогам, ЖКХ и прочее не могут стать основанием для лишения специальных прав. 

Во-вторых, этот законопроект создает второй опасный прецедент, который, как ящик Пандоры, будет иметь долгосрочные негативные последствия. К примеру, такой сюжет: «должника» останавливает инспектор ГИБДД. «Штраф или 15 суток. Ваши права недействительны», -  говорит он. Водитель, предъявляя абсолютно настоящий, неподдельный, выданный государством документ, на котором нет ни одной отметки о том, что он недействителен, недоумевает. И благодаря такому случаю должник узнает от инспектора, что судебный пристав на днях ограничил его в праве на управление транспортным средством. 

Таким образом, человек управляет автомобилем, не имея на то права. 

Недавно была снята необходимость уведомлять граждан заказным письмом. Сейчас почтальону достаточно поставить за вас отметку и бросить повестку в почтовый ящик. Сколько она там пролежит – неизвестно. 

Законопроект  нельзя назвать законом - он ломает правовую логическую конструкцию. Это санкции  в отношении людей, которые кому-то должны и имеют водительское удостоверение. 

Ограничение должнику права на выезд за пределы РФ не является специальным правом: это не удостоверение крановщика и не водительское удостоверение. Это возможность гражданина покинуть пределы родного государства. Если человек является должником, то абсолютно логично не выпускать его за пределы государства до тех пор, пока он не погасит долги, потому что есть шанс, что  сбежит.  Таких случаев было много. 

Ограничение выезда за границу и ограничение на управление транспортным средством – две совершенно разные меры. Последняя - за рамками права. Применяя ее, государство само разрушает правовую систему, конструкцию, которая так долго и мучительно  строилась. Правовая конструкция держится на базовых принципах, которые надо соблюдать, чтобы не нарушить целостность самой системы. Боюсь, законодатели не понимают последствий тех решений, которые они хотят принять. 

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.