25.08.2015

КГИ о регламентации прокурорских проверок

На сайте Госдумы опубликован проект поправок в Федеральный закон «о прокуратуре РФ». Законопроект регламентирует предельные сроки проведения проверок органами прокуратуры и сроки, в которые организации должны предоставлять документы проверяющим.

В пояснительной записке разработчики законопроекта поясняют, что он подготовлен в целях реализации правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда от 17 февраля 2015 года по коллективной жалобе Правозащитного центра «Мемориал», Международного общества «Мемориал», «Гражданского содействия», Ассоциации «Агора», Забайкальского правозащитного центра и общественного фонда «Международный стандарт». Конституционный суд согласился с доводами заявителей и заявил, что спорные положения закона о прокуратуре позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения требований и ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи.

Председатель Ассоциации «АГОРА» Павел Чиков считает, что новые поправки являются позитивным моментом. 

«Если учитывать, что впервые в российской истории прокурорские проверки планируется регламентировать, то это, безусловно, позитивный шаг. Более того, поскольку их предлагают узаконить на федеральном уровне, то это будет иметь даже большую силу, чем, например, регламентация проверок Министерства юстиции, Роспотребнадзора или Пожарного надзора, что не прописывается в законе, а указывается сейчас лишь в административных регламентах». 

Правительство РФ предлагает внести поправки в четыре статьи закона о прокуратуре.

В ст. 6 закона, в соответствии с проектом поправок, должны быть указаны сроки, в которые организация обязана представить документы по запросу органов прокуратуры, — 10 рабочих дней, а в ходе проверок исполнения законов – пять дней.  

При наличии угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, при чрезвычайных ситуациях документы необходимо представить в течение суток.

В проекте № 5308п-П4 указано, что прокуроры не могут требовать документы, не относящиеся к цели и предмету проверки, бумаги, которые ранее уже были представлены в прокуратуру, информацию, опубликованную в СМИ или на официальном сайте организации.

Поправки к ст. 21 устанавливают, что прокуратура не должна подменять иные государственные органы: проверки могут проводиться только в тех случаях, когда сведения о фактах нарушения закона нельзя подтвердить или опровергнуть другим способом. В решении о проведении проверки исполнения законов, в соответствии с проектом, должны быть указаны цели и предмет проверки.

Если необходимо проводить специальные исследования, экспертизы, ревизии, получать дополнительную информацию, проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. В этом случае изъятые у организации оригиналы документов должны быть ей возвращены. В законопроекте также оговорено, что организацию нельзя проверять повторно по одним и тем же фактам.

На проведение проверки отводится 30 календарных дней, в исключительных случаях сроки могут быть продлены – не более чем на 30 дней.

Дарья Милославская, Председатель Совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество», считает, что, прокуратура задала для себя недостаточно жесткие рамки.   

«Это хорошо, что прокуратура отреагировала на постановление Конституционного суда, но эта реакция мягче, чем могла бы быть. Срок этих проверок по закону №294-ФЗ, на который ссылается Конституционный суд, 20 дней, а прокуратура себе дает 30 дней и продлевает тоже на 30 дней, хотя все остальные проверки обычно продлеваются на 20 дней. То есть прокуратура дает себе некоторую фору. Тем не менее, как всегда, все будет зависеть от правоприменительной практики». 

По материалам АСИ.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.