18.10.2012

550.jpg

Федеральным законом «О внесении изменений в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в июне 2012 г. были внесены поправки, ужесточающие административную ответственность за нарушения порядка проведения публичных мероприятий, были расширены возможности органов исполнительно власти субъектов в регулировании подобных правоотношений. Данные нововведения предусмотрели создание в регионах мест для проведения митингов без предварительного уведомления. Предельная численность таких митингов не может быть менее 100 человек. Одновременно у субъектов РФ появилось право на свое усмотрение определять места, где публичные акции запрещены (прежде перечень запрещенных зон был исчерпывающим и включал, например, территории возле опасных производственных объектов).

В Государственный Совет Чувашской Республики внесен соответствующий проект закона « Об обеспечении реализации прав граждан Российской федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» ( далее проект закона). рассмотрение проекта закона в профильном комитете Госсовета Чувашии назначено на 19 октября 2012 г.

Представленный проект закона направлен на приведение в соответствие регионального законодательства федеральному, однако, отдельные его положения вызывают серьезную обеспокоенность и носят дискриминационный характер.

Демонстрации, шествия и пикетирование являются одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан против Турции"). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от 20 октября 2005 года по делу "Уранио Токсо и другие против Греции" и от 31 марта 2005 года по делу "Адалы против Турции").

Статьей 4 проекта закона Чувашской Республики определены места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий:

  1. вокзалы; 
  2. торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки;
  3. детские и образовательные учреждения, культурные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, а так-же относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения;
  4. автомобильные дороги общего пользования;
  5. тротуары;
  6. остановки транспорта общественного пользования;
  7. детские и спортивные площадки;
  8. культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
  9. территории, прилегающие ближе чем на 50 метров к указанным в пунктах 1–8 настоящей статьи объектам, а также к жилым домам, зданиям, занимаемым государственными органами Чувашской Республики, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

С учетом конституционных принципов для обеспечения реальной свободы самовыражения граждан место проведения публичного мероприятия также должно также иметь весомое социально-политическое значение, самое го расположение должно создавать возможность привлечения внимания жителей к той или иной проблеме. Формальное проведение публичных мероприятий в отдаленном районе населенного пункта без внимания населения не достигнет цели и противоречит самой сути и принципам свободного формирования и выражения мнений.

Учитывая существующую городскую инфраструктуру, пригодных для проведения публичных мероприятий и не подпадающих под действие ст. 4 проекта Закона, на территории большинства городов Чувашии просто нет. 

Следовательно, представленный проект закона в такой редакции противоречит общепризнанным международным нормам и основам правового государства.

Комитет гражданских инициатив в Чувашской Республике рекомендует ограничить список запрещенных мест для проведения публичных мероприятий, исключив из ст. 4 проекта закона: п. 1 – вокзалы; п. 2 – торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки; п. 5 – тротуары; п. 6 – остановки транспорта общественного пользования. 

Пункт 8 статьи 4 проекта закона «культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)» также нуждается в изменении, поскольку он содержит в себе правовые неопределенности и неточности, которые могут избирательно толковаться правоприменителями. Дословное применение цитаты ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в данном контексте проекта закона не учитывает правовой характер подобных зданий и сооружений. Поскольку собственниками, иными правообладателями подобных зданий и сооружений, и тем более мест паломничества, могут быть не только религиозные объединения.

Пункт 9 статьи 4 также требует изменений, в части исключения из перечня жилых домов, зданий, занимаемых государственными органами Чувашской Республики, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Также считаем необходимым уменьшение нормы предельной заполняемости специально отведенных мест из расчета с 2 квадратных метров до 0, 8 метров на 1 человека.

Инициативная группа Комитета гражданских инициатив в Чувашской Республике считает, что существующие в проекте закона крайние формы ограничений лишь будут способствовать увеличению социальной напряженности в регионе, в то время как необходимо обращать внимания органов власти на профилактику и разрешение конфликтов на стадии, предшествующей массовому недовольству. Принятию столь чувствительного закона должно предшествовать широкое публичное обсуждение.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.