11.02.2016

RIAN_02788673.LR.ru.jpg

Фото: РИА Новости

Кто формирует новостную повестку дня – аудитория или СМИ? С этого вопроса начался разговор о настоящем и будущем рынка российских медиа, работающих с новостями. В среду, 10 февраля на первом собрании дискуссионного клуба Фонда «Медиастандарт» собрались участники от ключевых новостных изданий, а также агрегаторов новостей, новых медиа и университетов. Среди них представители РБК, «Ведомости», «Интерфакс», Forbes.ru, Slon.ru, Meduza, КоммерсантЪ, Takiedela.ru, Arzamas. Мероприятие было организованно Фондом «Медиастандарт» и Комитетом гражданских инициатив совместно с Liberal Arts College РАНХиГС.

Первая тематическая дискуссия была посвящена конкуренции новостей. Основными спикерами выступили шеф-редактор Vedomosti.ru Екатерина Дербилова, заместитель главного редактора газеты РБК Юлия Ярош, исполнительный директор службы финансово-экономической информации группы «Интерфакс» Юрий Погорелый, шеф-редактор Forbes.ru Максим Товкайло. Модератором дискуссии был специальный корреспондент Meduza.io и директор мейджора журналистики Liberal Arts College РАНХиГС Илья Жегулев. Они убеждены, что новостная повестка дня должна формироваться СМИ самостоятельно, исходя из редакционной политики, общей концепции издания и уважения к читателю, а не на основании гонки за трафиком любой ценой. «Нельзя идти на поводу у аудитории, задача журналиста – формировать картину дня», – сказал Максим Товкайло. Однако, считает он, издания, имеющие большую аудиторию, невольно становятся ее «заложниками», поскольку обязаны учитывать читательский спрос и представлять максимально широкую новостную картину.

RIAN_02788430.LR.ru.jpg

Фото: РИА Новости

При этом Екатерина Дербилова отметила, что погоня за шокирующими новостями вне тематики издания, например, про совместную жизнь козла и тигра применительно к «Ведомостям», может привести к потере доверия аудитории, на которую медиа ориентируется. Лучше потратить силы редакции на поиск эксклюзивов по своим темам, уверена она. По концепции РБК – это деловые новости, но политические и социальные новости также влияют, например, на инвестклимат, поэтому издание про них пишет, говорит Ярош. По ее словам, в РБК стараются учитывать и читательский спрос: «Утро начинается со статистики предыдущего дня – самое читаемое, нечитаемое, источники трафика». «Это меняет мировоззрение, понимаешь, что интересно читать людям», – подчеркнула Ярош.

Сооснователь издания MeduzaГалина Тимченко убеждена, что «гонку за трафиком устраивают не журналисты и аудитория, а плохие медиаменеджеры». Так же как и журналисты, коммерческие службы должны понимать и учитывать редакционную политику издания. Именно поэтому в Meduza рекламный отдел не отделен «глухой стеной» от редакции, а находится в постоянном контакте с журналистами, так как должен хорошо понимать политику издания, разделять его ценности.

Нет такого разделения – я воспитываю или меня воспитывают, нужно относиться к медиа как к публичному сервису, который информирует людей, считает Юрий Погорелый. Коммерческие службы должны ходить к клиентам и объяснять как им надо работать, рассказывает он. Не должно быть отношения к продукту в зависимости от трафика, скидки и мегаскидки, которую получает рекламное агентство, подчеркнул Погорелый: медиа должны делать то, что по-настоящему нравится, а дальше учиться это монетизировать.

Дискуссию о том, как продавать «честную и качественную» новостную информацию, продолжил разговор о новых форматах на рынке медиа. Модератором дискуссии выступил Эльмар Муртазаев, журналист и бывший главный редактор Forbes Russia. Секретами успеха своих изданий с собравшимися поделись главный редактор Slon.ru Максим Кашулинский, сооснователь издания MeduzaГалина Тимченко, основатель “Такие дела” Дмитрий Алешковский, сооснователь интернет-проекта Arzamas Александр Уржанов.

Slon.ru сделал ставку на аналитические материалы в виде авторских колонок. Создатели издания Meduza убеждены, что сегодня традиционные медиаформаты – интервью, журналистике расследования, аналитические материалы – необходимо сочетать с мобильными медиаформатами, которые «интересны, понятны и легко открываются в мобильном телефоне». Новые форматами подачи видео-материалов разрабатывает сейчас для своей аудитории и тематический интернет-портал Арзамас. А представитель Takiedela.ru рассказал как журналистские тексты на социальную тематику помогают и собирать деньги на благотворительность, и окупать работу медиа.

Завершилась встреча в дискуссионном клубе разговором о современном медиаобразовании. Основными спикерами по этой теме выступили креативный директор ИД «КоммерсантЪ» Максим Ковальский, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский, декан Liberal Arts College РАНХиГС Евгений Миронов. Модерировал дискуссию директор Фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.