Члены Комитета гражданских инициатив оценили законопроект № 192804-6, предусматривающий возможность отмены прямых выборов глав субъектов Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении.

Экспертами Комитета подготовлен альтернативный законопроект, направленный председателю Государственной Думы и предоставляющий регионам право выбирать парламентскую форму правления.

Также Комитетом гражданских инициатив подготовлен и в ближайшее время будет вынесен на обсуждение подробный доклад с анализом моделей наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации.

Заявление Комитета гражданских инициатив

Комитет гражданских инициатив выражает серьезную обеспокоенность в связи с поспешным продвижением проекта Федерального закона № 192804-6, позволяющего отменять прямые выборов глав субъектов Российской Федерации. Авторы проекта отказывают в доверии своим избирателям, полагая их неспособными самостоятельно делать правильный выбор без подсказки федеральных властей и помощи депутатского корпуса. Законопроект, принятый в первом чтении для учета региональных особенностей, не позволяет уйти от «ручного» управления страной без опоры на мнения граждан. 

Выглядит сомнительным подход, при котором менее чем через год после законодательного возвращения прямых выборов губернаторского корпуса демонстрируется очевидный поворот назад. Идет возврат к использованию - с незначительными вариациями – таких механизмов наделения глав регионов полномочиями, которые совсем недавно были отменены в качестве неэффективных

Мы убеждены, что реформирование принципиальных, ключевых аспектов организации региональной власти должно основываться на стратегическом видении процессов развития. Однако в отечественной политической практике они все чаще становятся полем для законодательных экспромтов, чреватых деградацией политических институтов и ростом недовольства граждан. 

Региональное разнообразие, которое используется как аргумент в поддержку закона - безусловно, требует учета. Неоднородность социального и этнического состава, экономических условий, менталитета людей формируют различные требования к организации власти в разных регионах, требуют творческого поиска местными сообществами оптимальных решений. Подлинный учет разнообразия воплощается в праве регионов самостоятельно в своих конституциях и уставах определять собственную систему формирования органов государственной власти при соблюдении гибких рамочных требований федерального закона. Вместо этого в законопроекте предлагается механизм утверждения руководителей регионов региональными парламентами по представлению федерального центра, очень похожий на назначение и далекий от принципов федеративной государственности. 

Авторы законопроекта упрощают проблему регионов со сложным этническим составом. Особенности политической культуры, традиции и родовые связи оказывают большое влияние на специфику избирательных систем подобных стран и территорий во всем мире. Главным риском здесь является превращение выборов в межэтническое противостояние с последующей дискриминацией проигравших. Однако осознание этого риска не должно вести к отказу от демократических норм и принципов, от реализации гражданских прав и свобод, включая право выбора власти населением данных территорий. В подобных случаях в мировой практике обычно используются особые избирательные механизмы, усиливающие систему сдержек и противовесов, закрепляющие в первую очередь роль парламентских институтов, вводящие механизмы коллегиальности при принятии решений и дополнительные гарантии прав меньшинств, применяются принципы ротации, особые способы голосования, избирательные системы, гарантирующие балансы представительства этнических групп. 

Предлагаемое же сегодня решение существующих проблем не решает, а его последствия очевидны: доверие жителей к назначенным губернаторам жителей регионов будет падать, а возмущение граждан отсутствием возможности влиять на власть – возрастать. Механизмы обратной связи будут деградировать, а коррупционные риски – усиливаться: дополнительным коррупционным фактором станет возможность лоббирования конкретной кандидатуры главы региона. 

Комитет гражданских инициатив выступает за предоставление субъектам Российской Федерации права самостоятельно в рамках Конституции и федерального законодательства определять механизмы формирования своих органов исполнительной власти, без прямого вмешательства со стороны федерального центра в формирование их персонального состава. 

Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин 

Члены Комитета:

Александр Архангельский        

Иван Бегтин

Андрей Галиев

Леонид Гозман

Евгений Гонтмахер

Юлий Гусман

Михаил Дмитриев

Анатолий Ермолин


Кирилл Кабанов

Ирина Карелина

Василий Мельниченко

Владимир Познер

Иосиф Райхельгауз

Александр Рубцов

Дмитрий Травин

Сергей Цыпляев

Игорь Юргенс


" > Новости: КГИ предлагает альтернативный законопроект о выборах губернаторов
28.02.2013

Члены Комитета гражданских инициатив оценили законопроект № 192804-6, предусматривающий возможность отмены прямых выборов глав субъектов Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении.

Экспертами Комитета подготовлен альтернативный законопроект, направленный председателю Государственной Думы и предоставляющий регионам право выбирать парламентскую форму правления.

Также Комитетом гражданских инициатив подготовлен и в ближайшее время будет вынесен на обсуждение подробный доклад с анализом моделей наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации.

Заявление Комитета гражданских инициатив

Комитет гражданских инициатив выражает серьезную обеспокоенность в связи с поспешным продвижением проекта Федерального закона № 192804-6, позволяющего отменять прямые выборов глав субъектов Российской Федерации. Авторы проекта отказывают в доверии своим избирателям, полагая их неспособными самостоятельно делать правильный выбор без подсказки федеральных властей и помощи депутатского корпуса. Законопроект, принятый в первом чтении для учета региональных особенностей, не позволяет уйти от «ручного» управления страной без опоры на мнения граждан. 

Выглядит сомнительным подход, при котором менее чем через год после законодательного возвращения прямых выборов губернаторского корпуса демонстрируется очевидный поворот назад. Идет возврат к использованию - с незначительными вариациями – таких механизмов наделения глав регионов полномочиями, которые совсем недавно были отменены в качестве неэффективных

Мы убеждены, что реформирование принципиальных, ключевых аспектов организации региональной власти должно основываться на стратегическом видении процессов развития. Однако в отечественной политической практике они все чаще становятся полем для законодательных экспромтов, чреватых деградацией политических институтов и ростом недовольства граждан. 

Региональное разнообразие, которое используется как аргумент в поддержку закона - безусловно, требует учета. Неоднородность социального и этнического состава, экономических условий, менталитета людей формируют различные требования к организации власти в разных регионах, требуют творческого поиска местными сообществами оптимальных решений. Подлинный учет разнообразия воплощается в праве регионов самостоятельно в своих конституциях и уставах определять собственную систему формирования органов государственной власти при соблюдении гибких рамочных требований федерального закона.Вместо этого в законопроекте предлагается механизм утверждения руководителей регионов региональными парламентами по представлению федерального центра, очень похожий на назначение и далекий от принципов федеративной государственности. 

Авторы законопроекта упрощают проблему регионов со сложным этническим составом. Особенности политической культуры, традиции и родовые связи оказывают большое влияние на специфику избирательных систем подобных стран и территорий во всем мире. Главным риском здесь является превращение выборов в межэтническое противостояние с последующей дискриминацией проигравших. Однако осознание этого риска не должно вести к отказу от демократических норм и принципов, от реализации гражданских прав и свобод, включая право выбора власти населением данных территорий. В подобных случаях в мировой практике обычно используются особые избирательные механизмы, усиливающие систему сдержек и противовесов, закрепляющие в первую очередь роль парламентских институтов, вводящие механизмы коллегиальности при принятии решений и дополнительные гарантии прав меньшинств, применяются принципы ротации, особые способы голосования, избирательные системы, гарантирующие балансы представительства этнических групп. 

Предлагаемое же сегодня решение существующих проблем не решает, а его последствия очевидны: доверие жителей к назначенным губернаторам жителей регионов будет падать, а возмущение граждан отсутствием возможности влиять на власть – возрастать. Механизмы обратной связи будут деградировать, а коррупционные риски – усиливаться: дополнительным коррупционным фактором станет возможность лоббирования конкретной кандидатуры главы региона. 

Комитет гражданских инициатив выступает за предоставление субъектам Российской Федерации права самостоятельно в рамках Конституции и федерального законодательства определять механизмы формирования своих органов исполнительной власти, без прямого вмешательства со стороны федерального центра в формирование их персонального состава. 

Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин 

Члены Комитета:

Александр Архангельский        

Иван Бегтин

Андрей Галиев

Леонид Гозман

Евгений Гонтмахер

Юлий Гусман

Михаил Дмитриев

Анатолий Ермолин


Кирилл Кабанов

Ирина Карелина

Василий Мельниченко

Владимир Познер

Иосиф Райхельгауз

Александр Рубцов

Дмитрий Травин

Сергей Цыпляев

Игорь Юргенс

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.