Семейная урбанистика: город в твоей квартире

10.05.2020

Комитет гражданских инициатив публикует комментарий урбанистов Марии Солосиной и Вячеслава Завалина. 

Что такое город? Два месяца назад мы вместе с вами, конечно же, ответили бы, что это городская среда (здания, парки, дворы, дороги), социальная среда (соседи в доме, коллеги в офисе, друзья) и культура (памятники, выдающиеся личности, значимые места, музейные центры, история). За два месяца режима самоизоляции город для многих жителей мира сузился до границ собственной квартиры. Большинство городских функций сконцентрировались на нескольких квадратных метрах - рабочий офис в комнате, онлайн-концерт на любимом диване, небольшое свободное пространство моментально трансформируется в фитнес клуб, а для совершения покупок стоит лишь протянуть руку к смартфону, зайти в любимый онлайн-магазин и заказать доставку продуктов. На любимую пару или курсы повышения квалификации идем на одну из платформ для проведения вебинаров, на день рождения мчим в zoom, попутно опрашивая знакомых, у кого из них есть платная версия, чтобы через 40 минут заново не создавать конференцию. И даже действия новых сериалов (screenlife) происходят в квартирах актеров. Это лишь небольшое количество городских сценариев, которые переместились в нашу квартиру.

Под влиянием трансформации жизненных и городских сценариев формируются четыре тренда:
- переход от дизайна интерьера к средовому дизайну в проектировании квартир;
- трансформация семейных коммуникаций: от семьи, как ячейки общества к семье, как к единственной социальной среде в оффлайне;
- локализация хозяйства - раньше на внешнюю среду влиял достаток/вкус/знания - работаешь в современном офисе, ешь в кафе с приятным ремонтом, гуляешь в модном общественном пространстве. Сейчас для психологического комфорта необходимо самостоятельно создавать в своей квартире удобную и приятную среду.
- трансформация понятия семьи: от семьи, как растущей социальной группы к семье, как локальной социальной группе.

Выход из самоизоляции будет не менее простым, чем был переход. Шестая неделя режима самоизоляции сформировала из новых сценариев привычки, с частью из которых будет так же сложно расстаться, как было сложно их приобретать. Конечно же, только часть из этих трендов продолжит формироваться в посткоронавирусном мире, но и они трансформируют наше прежнее понимание о городе и его среде (физической, социальной, культурной).

Урбанистика - это деятельность, направленная на изучение и развитие городов. Если большинство наших городских сценариев становятся квартирными (или наша квартира просто становится нашим городом), то какие новые направления могут появится для сохранения динамики городского развития?

1. Проектирование квартирной среды.
Современные горожане практически полностью привыкли к тому, что под влиянием урбанистических трендов начала 21 века квартира не является местом, в котором человек проводит большое количество времени (позиционирование, как пространства для сна и нединамичного отдыха + рост количества людей в мегаполисах, которые выбирают аренду жилья и не связывают с пространством длительные планы). И теперь, когда во временном пространстве человек остается на длительное количество времени и когда увеличивается количество сценариев в этом пространстве, он понимает, что ему для комфорта нужно что-то еще. Этот запрос, пока еще не полностью осознанный, на создание в жилом пространстве полноценной городской среды, которая будет предназначена для новых городских сценариев, переместившихся в квартиру. Квартира трансформируется в место, в котором можно будет прожить всю жизнь - более того, этот запрос будет увеличиваться с каждым годом все больше. У сегодняшних детей эти дни самоизоляции останутся навсегда в матрице ценностей, и когда они вырастут и придет пора решать жилищный вопрос, они будут делать выбор, исходя из ценностей, которые сформировались сегодня. Появление нового рынка зависит напрямую от того, как быстро дизайнеры интерьера и средовые проектировщики договорятся и начнут работать вместе.

2. Семейный комьюнити-менеджмент.
Вместе с увеличением количества времени, которое стали люди проводить со своей семьей на самоизоляции (24/7) появились и дополнительные вопросы, которые раньше не стояли. Если в доме два компьютера на четверых, то как его делить; как проводить такое количество времени с детьми; кто сегодня готовит завтрак/обед/ужин; как мы будем праздновать праздник и т.д. Члены семьи стали вдруг жителями одного нового города-квартиры, социальные коммуникации в котором нужно выстраивать с нуля. Договориться о правилах коммуникации, распределить обязанности по управлению хозяйством, спроектировать образовательный центр, распределить пространство между предприятиями, спроектировать общегородские праздники и т.д. Это задача, которая лежит за пределами семейной психологии, так как формируется новая социальная реальность, которую нужно самостоятельно проектировать. Сегодня люди, сталкиваясь с проблемами, не всегда понимают их природу и необходимость заняться практически градообразованием. И здесь появляется возможность для появления нового рынка, который могут создать модераторы, комьюнити-менеджеры, социальные проектировщики и семейные психологи.

Текст является результатом обсуждения на первой тренд-сессии в online-формате, посвященной формирующимся глобальным надотраслевым трендам в период пандемии.



Авторы:


Солосина Мария - кандидат экономических наук, директор Экспертно-аналитического центра “ВЛИТ”, научный сотрудник Межфакультетской лаборатории экономики и управления ВГУ, социальный проектировщик.



Завалин Вячеслав - автор телеграм-канала “Еду в город” (t.me/zavgorod), городской модератор и социальный проектировщик.


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.