11.07.2013

Алексей Кудрин на заседании КГИ

Уважаемые коллеги, друзья! 

Последний раз мы с вами собирали Комитет 4 апреля. Прошло три месяца. Я кратко доложу, что мы за это время сделали, а потом перейдем к презентации доклада, подготовленного ЦСР

Мы продолжали следовать нашей миссии и занимались организацией публичного обсуждения наиболее острых проблем. Мы провели целую серию экспертных круглых столов. Например, круглый стол «Ситуация в третьем секторе после принятия закона об иностранных агентах». Этой теме мы постоянно уделяем внимание. В дискуссии принимали участие представители практически всех некоммерческих организаций, подвергшихся преследованиям как «иностранные агенты». Результатом стало наше с вами заявление с оценкой репрессивной кампании против НКО.

Вместе с Агентством социальной информации мы провели еще один важный круглый стол – на тему "Развитие финансово-экономической устойчивости российских НКО". Сейчас в связи с потерей финансирования от иностранных и международных организаций эта тема становится особенно актуальной.

Буквально вчера вместе с Исследовательской группой «Циркон» мы провели круглый стол «Представительство интересов третьего сектора: возможности и барьеры для создания отраслевого профсоюза».

Состоялся также круглый стол по обсуждению проекта Кодекса административного судопроизводства, в том числе процедур рассмотрения избирательных споров. Результат – подготовлены поправки к Кодексу административного судопроизводства РФ.

В рамках проекта «Миграция» в июне в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол на тему «Роль НПО и гражданского общества в реализации миграционной политики».

Мы приступили ко второму этапу проекта «Открытый бюджет». На этом этапе к участию в проекте приглашены 100 муниципалитетов.

Довольно интенсивно мы с вами поработали в направлении просветительских проектов. Два семинара проекта «Школа новой власти»  прошли Ставрополе и Томске.

Состоялись четыре семинара «Школы местного самоуправления Северо-Запад» – в Санкт-Петербурге, Архангельске и Великом Новгороде. В конце июня в Санкт-Петербурге прошел заключительный конвент Школы.

Два семинара прошли в «Барнаульской школе гражданского самоуправления»

Проведены восемь семинаров и один круглый стол в рамках нашего проекта «Дагестанский Гражданский Университет». Этот проект пользуется большим интересом.

 Три семинара состоялись в рамках проекта «Новое село – новая цивилизация».
 
«Школа гражданских лидеров» провела семинары в Новосибирске, Воронеже, Челябинске, Самаре и Иркутске – всего семнадцать семинаров. Я участвовал в работе семинара в Воронеже. Мне показался очень интересным состав участников, их готовность работать в области гражданских инициатив.

Если посчитать все семинары, получается тридцать четыре семинара по стране за три месяца.

Мы довольно активно работаем над интернет-проектами.

Вместе с Центром «Трансперенси Интернешнл Россия» при поддержке издания Slon.ru мы осуществляем проект Декларатор.org — это самая крупная пополняемая база данных о доходах депутатов, чиновников и представителей региональной власти и иных государственных органов.

В рамках проекта «Открытая полиция» КГИ и Некоммерческое партнерство «Инфокультура» провели первый конкурс мобильных приложений и веб-проектов на основе открытых данных полиции Apps4Police2013. Результаты вы можете посмотреть на сайте «Открытой полиции».

Мы поддерживаем интернет-проект «Льготы.Инфо», который структурирует информацию о более чем 500 льготах, «РосПравосудие» — крупнейшую картотеку юристов, адвокатов, судей и судебных решений. В базе «РосПравосудия» - более 34 млн дел, более 63 тыс судей, 80 тыс адвокатов, сотни тысяч юристов, прокуроры. В автоматическом режиме на интернет-портал www.rospravosudie.com добавляются все судебные акты, размещенные на сайтах судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов.

Мы помогаем в создании сайта Томского мемориального музея истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД».

В течение прошедших трех месяцев мы участвовали в организации:
По состоянию на 10 июля 2013 г. в 19 субъектах РФ мы открыли 27 Центров гражданской взаимопомощи.

Мы подготовили несколько экспертных заключений на законопроекты, в том числе на проект закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», к Кодексу административного судопроизводства РФ в части регулирования разрешения избирательных и иных административных споров.

В рамках независимого аудита выборов наши эксперты подготовили и опубликовали справочник политических партий.

Опубликован аналитический обзор о правовых особенностях предстоящих региональных выборов 8 сентября 2013 г.

8 сентября состоится первый единый день голосования, проводимый только раз в год. В этот день в России пройдет максимальное количество региональных и местных выборов, которые когда-либо организовывались без совмещения с выборами федеральных органов власти. Назначено восемь прямых выборов глав регионов, шестнадцать выборов региональных парламентов, восемь выборов глав региональных центров, двенадцать выборов депутатов региональных столиц (из них в пяти случаях новые депутаты изберут затем главу города и наймут по контракту главу администрации). Сам этот факт придает особое значение обеспечению честной политической конкуренции и законных методов ведения избирательных кампаний.

В развитых странах обычно работают десятки общественных организаций, которые ведут независимый мониторинг хода выборов. К сожалению, в нашей стране деятельность едва ли не единственной организации, занимающейся долгосрочным наблюдением выборов по известным причинам оказалась свернута. И сегодня мы ответственно заявляем, что готовы взять на себя эту важную общественную функцию по мониторингу выборов, по независимому контролю хода выборов.

Сегодня мы уже сформировали сеть региональных корреспондентов. В 30 регионах, где сегодня проходят наиболее значимые избирательные кампании эксперты КГИ уже начали  предметно отслеживать выдвижение и регистрацию кандидатов, ход предвыборной агитации, возможные нарушения избирательного законодательства, действия власти и оппозиции. По итогам наблюдения Комитет будет каждые две недели выступать с докладами и предложениями. Мы сами не участвуем в выборах, но будем отстаивать право граждан участвовать в них совершенно свободно!

Пожалуй, одна из наиболее интересных и важных предвыборных кампаний началась сегодня в Москве. Нельзя не отметить, что нынешний мэр демонстрирует готовность к честному ведению политической борьбы и не стремится к ограничению конкуренции. Однако ситуация с «передачей голосов» муниципальных депутатов от одного кандидата к другому еще раз демонстрирует, что принцип «муниципального фильтра» с самого начала был несостоятелен и неэффективен. Ситуация, при которой возможность участия в выборах оппозиции целиком зависит от желания власти, не может рассматриваться как норма для цивилизованного общества. Поэтому по итогам выборов, наработав еще больший  материал, мы выдвинем новый пакет предложений по расширению политической конкуренции.

В июле мы запускаем очень важный для нас проект "Национальная премия "Гражданская инициатива", который направлен на поиск и поддержку гражданских лидеров, новых лиц современного российского общества. Это те люди, которые сами, по своей инициативе, пытаются что-то изменить и уже добились конкретных результатов или только начинают реализовать задуманное. Комитет планирует не только отметить, наградить этих людей, но и оказать им, в случае необходимости, поддержку для дальнейшего развития их добрых дел и начинаний. Помимо федеральной церемонии награждения лауреатов, которая состоится в Москве в декабре этого года, мы также планируем провести 5 региональных церемоний в Воронеже, Казани, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Челябинске. Начиная со следующей недели заработает сайт премии, на котором все активные граждане нашей страны смогут заявить о себе и о своих инициатив, оставив заявку и принять участие в конкурсе.

Мы также готовимся к презентации концепции реформы правоохранительной функции государства.

Наши эксперты подготовили проект реформы системы охраны здоровья. Осенью презентуем оба проекта, после чего мы планируем  провести широкое публичное обсуждение проектов этих двух важнейших реформ.

Теперь я бы хотел сказать пару слов о существенных изменениях в социальной и правовой среде, в которой мы с вами живем и работаем.

Прошедшие полгода стали временем, когда возобладали весьма своеобразные тенденции в развитии российского законодательства. Мы уже неоднократно говорили о том консервативном тренде, который приводит к значительному ограничению гражданских свобод. Сегодня он часто переходит любые разумные грани.

Законотворчество все более  скатывается в плоскость экзотических инициатив, далеких от решения насущных проблем граждан. Страна стоит на пороге экономической депрессии, в политической сфере требуется срочный поиск мер укрепления доверия между обществом и властью. А в это время продуктом работы некоторых парламентариев становятся законопроекты о запрете пересмотра итогов Второй мировой войны и критики Красной Армии, о конфискации автомобилей у виновных в ДТП водителей и об ограничении пропаганды педофилии в театральных постановках. На этой неделе группа депутатов предложила принудительно объединять средства массовой информации в саморегулируемые организации, а при исключении оттуда – лишать их лицензии. 

Возможно, многие вопросы, которые ставят авторы подобных законопроектов тоже требуют решения. Однако вряд ли для этого требуется скороспелое принятие новых законов. Тем более, что часто эти законы оборачиваются не решением проблем, а очередными ограничениями или прямым подавлением прав граждан. 

И пару слов об экономической ситуации. Через неделю будут подведены итоги первого полугодия. Я ожидаю, что экономический рост в первом полугодии будет около 2%.

Инвестиции стагнируют, и это означает, что у нас нет задела на будущее, и существующие "прочности" финансовой системы сегодня разрушаются, используются, и тем самым снижается прочность нашей национальной финансовой системы, которая помогала нам бороться с кризисом. Впоследствии это снизит реальные доходы населения и вызовет ряд других проблем.

С ноября действует закон об НКО, выполняющих функции «иностранного агента». О чем нам говорит правоприменительная практика?

Во-первых, в полной мере на практике срабатывает заложенная в основу закона подмена понятий. Факт финансирования далеко не всегда означает поручение действовать в интересах донора. Например, известно, что Россия получала от Международного банка реконструкции и развития средства на осуществление мероприятий в рамках реформы образования, судебной системы, реформы ЖКХ, модернизации Росгидромета.

По своему опыту помню, что в сложные годы мы совместно с западным фондами способствовали привлечению в Россию опыта лучших практик в самых разных сферах: ЖКХ, финансовых рынков. У нас не было таких специалистов, нужно было их приглашать. Фонды соглашались их оплачивать. Это до сих пор продолжается. Я проходил подготовку в депрессивных регионах по системе управления муниципалитетов. Это была важнейшая школа, которая финансировалась, в том числе, и западными фондами. Сегодня поддержка такого рода проектов в России сворачивается. Надо использовать мировой опыт. Почему это плохо?

Если факт финансирования всегда означает, что получатель денег действует в интересах донора, то следует признать, что многие реформы, осуществлявшиеся в России в 2000-е, проводились не в интересах России, а в интересах других государств.

Во-вторых, мы неоднократно говорили об опасности неправомерного расширения в этом законе понятия «политическая деятельность». Закон вводит очень широкое и размытое понятие «политической деятельности». Под нее подпадает практически любая попытка участвовать в развитии государственно-политической практики или формировании для этого общественного мнения. В этом ключе политической деятельностью могут быть признаны в том числе «направленные на изменение проводимой государственной политики» призывы даже к строительству пандусов для инвалидов.

В итоге правоприменительная практика показывает, что, по этому закону, выполнением функций «иностранного агента» признается вообще любая деятельность НКО, если она получила любое иностранное финансирование (например, премию им. Сахарова) и при этом влияет на общественное мнение.

К чему все это приводит? Приостановлена деятельность Ассоциации «ГОЛОС» - неполитической организации, не участвующей в политической борьбе, не выступающей на стороне тех или иных политических сил, а занимающейся общественным контролем над демократическими процедурами и получившей премию им. Сахарова (хотя и тут же вернувшей ее, о чем свидетельствует справка из Сбербанка РФ). В итоге «ГОЛОС» был вынужден объявить о самоликвидации. Это выглядит так, как будто прозрачные и честные выборы в России  противоречат интересам России и ее граждан.

Другой пример – Костромской центр поддержки общественных инициатив, признанный «иностранным агентом» потому, что организовал круглый стол, посвященный российско-американским отношениям, и пригласил туда представителя американского посольства. То есть сам факт предоставления возможности иностранному дипломату, выполняющему свои прямые, публичные и легальные обязанности, выступить на круглом столе признается, по этому закону, действиями в интересах иностранного государства, то есть функцией «иностранного агента».

«Левада-центр» признан иностранным агентом потому, что публикует результаты социологических опросов, то есть влияет на общественное мнение. «Левада-центр» изучает политические процессы. Но «изучать» политику - не значит «заниматься» политикой. Так же, как расследование преступлений не есть преступная деятельность.

Вчера в выступлении генпрокурора Юрия Чайки был поставлен вопрос: "Может нам посмотреть по социальным опросам?" Может это какой-то момент надежды, что социальные организации выведут из этого списка.

Всего прокуратура выявила 22 российские некоммерческие организации, по ее мнению, подпадающие под формулировку «иностранный агент». Возбуждено восемь административных дел, в том числе против Антидискриминационного центра "Мемориал", Пермской гражданской палаты, других организаций.

На наш взгляд, это - не просто ошибки правоприменения, а ошибки неправильных законов. Это – прямое следствие системных ошибок, заложенных в закон, и чтобы исправить ситуацию, необходимо:
  • либо отменить действие закона «Об НКО, выполняющих функции иностранного агента»;
  • либо внести в законодательство поправки, которые прекратят практику произвольного навешивания ярлыка «иностранный агент» и исключат необоснованно широкую трактовку понятия «политическая деятельность».
Вчера, когда этот вопрос поднимался на выездном заседании Совета Федерации, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала, что термин "политическая деятельность" требует пересмотра, что он неточен. И тут же депутаты, сенаторы говорили, что закон себя оправдал. Но, если мы поменяем понятие "политической деятельности", то нам станет очевидно, что многие не попадут под него. Существующий закон сейчас скорее вред наносит, чем пользу, которую ждали от него авторы.

5 апреля этого года, в день рождения Комитета гражданских инициатив, президент сказал, что за четыре месяца российские НКО получили из-за границы почти миллиард долларов. И добавил: «Разве наше общество не должно знать, кто и на что получает деньги?» Мы тоже считаем, что общество вправе знать, кто и на что получает деньги из-за рубежа.

Представители 58 некоммерческих организаций обратились к президенту с просьбой раскрыть информацию – что это за 654 организации, от кого они получили этот миллиард и на что потратили. Министерство юстиции ответило: это данные Росфинмониторинга, они "для служебного пользования", поэтому они не могут быть раскрыты. Буквально на днях генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что с момента вступления закона в силу, с ноября прошлого года по апрель текущего года, некоммерческими организациями было получено 30,8 млрд руб. Однако, ни источников, ни получателей этих денег так никто и не назвал.

Хотя, в соответствии с законодательством, доступ к информации может быть ограничен только в том случае, если эта информация относится к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Если президент сказал «А», кому-то придется сказать «Б» и рассказать, кто же получил этот миллиард долларов. Уверен, что выясниться много интересного.

В целом, мы считаем необходимым в корне пересмотреть государственную политику в отношении гражданского общества, уходить от репрессивного характера этой политики, переходить к диалогу. Есть идея, высказанная многими НКО, вынести вопрос взаимоотношений государства и гражданского общества на публичное обсуждение и даже провести с этой целью Гражданский форум. Мне кажется, эту идею стоит поддержать. Мы тоже поучаствуем в том, чтобы эту инициативу сформулировать и думаю, в ближайшее время она будет объявлена. 

Наконец, хочу сказать о главной теме нашего сегодняшнего заседания - обсуждении предварительных материалов доклада Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив. В ходе последнего исследования эксперты ЦСР собрали социологический материал, который содержит много новых и подчас неожиданных фактов. Эти данные во многом расходятся с привычными представлениями о тенденциях развития российского общества. В некоторых аспектах полученные результаты можно было бы даже назвать сенсационными. Чтобы избежать скоропалительных суждений и максимально проверить достоверность исходных данных, мы решили еще раз тщательно проанализировать всю методологию исследования и сопоставить опросы ЦСР с исследованиями других социологических центров.

Эта работа сейчас активно ведется и в ближайшее время будет в основном завершена. Уже сделаны полезные уточнения и в целом результаты обнадеживают. После завершения методологической сверки рабочий вариант доклада будет доработан и подготовлен к публикации. Пока же вашему вниманию представлены предварительные результаты, которые носят дискуссионный характер. Мы надеемся, что сегодняшнее обсуждение поможет доработать итоговый доклад и сформулировать максимально выверенные и продуманные выводы.


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.