В июле стартовал проект «Малые города России: забытые сокровища нашей цивилизации». В рамках проекта будет проведено исследование проблем, стоящих перед историческими городами, выработаны предложения по защите этого слоя культурного наследия на национальном и региональном уровнях. С целью углубленного изучения проблем забытых исторических уголков России инициаторы проекта - глава Московского представительства Центра социальных программ Роман Ткач и муниципальный депутат столичного района Пресня Елена Ткач совершают поездки по ряду таких городов. Елена Ткач делится своими первыми личными впечатлениями о посещенных городах.

Путевые заметки. «Малые города. Потерянные сокровища нашей цивилизации»

За последние полторы недели мы исследовали несколько городов. Ими могла бы гордиться любая страна мира, но, к сожалению,  о них не знают большинство жителей наших столиц.

Устюжна - первая металлургическая столица России.

Устюжна в 16 веке стала первым и главным центром российской металлургии и кузнечного мастерства. В те времена кузниц в Устюжне было в два раза больше чем в другом знаменитом городе кузнецов – Туле. Именно устюженские мастера ковали ворота башен московского Кремля.

Город стоит на берегу реки Молога. Той самой реки, которая при создании Рыбинского водоохрана поглотила несколько городов и сотни деревень и сел. Но водохранилище на 60 километров ниже, а в Устюжне река тихая мелкая и спокойная.

1.jpg

В городе несколько храмов 17-го века.

2.jpg

В том числе Церковь Иконы Божьей Матери (Казанской)  - один из пяти существующих в России храмов «Нарышкинского барокко». Построена Строгановым, который заказывал устюженским кузнецам оборудование для своих солеваренных заводов.

3.jpg 

Поражает коллекция живописи, собранная местным краеведческим музеем. Из рассказа его сотрудников мы узнали, что раньше в Устюжне планировалось создание филиала Русского музея Петербурга. Филиал не создали, но перевезенные картины остались.

4.jpg 

В Устюжне уже 15 лет проходит фестиваль кузнецов «Железное поле». На это мероприятие летом собираются кузнецы со всех уголков бывшего Советского Союза. После фестиваля в городе остаются кованые произведения его участников.

5.jpg

Пешеходный мост 

6.jpg

Скульптура «Солнце».  Рассказ  сторожа городской библиотеки. На заднем плане остатки пожарной каланчи.

7.jpg

Место проведения фестиваля – древнее городище, окруженное валами. В смутные времена поляки так и не смогли его захватить. 

8.jpg

Одновременно с фестивалем кузнецов в городе проводятся бардовские «АртМостки», фестиваль щей и ярмарка.

Еще Устюжна известна как прототип города из Гоголевского «Ревизора». В 19-м веке здесь произошел похожий случай, когда приехавшего вологодского купца приняли за высокое начальство из Санкт-Петербурга.

Чтобы описанием не получалось слишком благостным, отмечу что проблем, конечно, масса. Многие храмы и гражданские исторические здания в полуразваленном состоянии.

9.jpg 

Причем хуже всего состояние именно объектов федерального значения, поскольку федералов их судьба, ни мало не беспокоит. Отдельного упоминания заслуживает 15-и километровая дорога от трассы Петербург-Череповец до города. Она находится в настолько жутком состоянии, что стала заметной проблемой не только для развития городского туризма, но и для нормальной коммуникации жителей города с остальным миром.

От Устюжны до Тотьмы.

Следующим объектом нашего исследования была Тотьма. Дорога до нее занимает 12 часов и требует отдельного описания. Наверное, самой большой проблемой самой Устюжны и туристов, желающих ее посетить, являются 15 км дороги, которая, сворачивая с трассы, ведет к городу. Это старая военная бетонка, неоднократно асфальтируемая в советские годы, и разваливающаяся в течение последних 20 лет. Местами асфальтовое покрытие сошло совсем, местами чудом держится, образуя «лунный пейзаж». Наш привыкший ко всему автобус получил пробоину и в результате двигатель несколько раз пытался загореться. Последний час поездки шофер останавливался каждые 5 км и заливал его водой из пластиковой канистры. В салоне попахивало паленой пластмассой и резиной.

В результате вместо 2-х часов, до Череповца автобус ехал более 4-х. Оттуда другим автобусом еще 2 с половиной часа добирались до Вологды.

10.jpg

Наконец, от Вологды до Тотьмы нас ждал третий за день автобус и еще 4 часа пути. В Тотьму мы приехали в 10 часов вечера и остановились в музейной гостинице, расположенной в корпусе ныне не действующего Спасо-Суморина монастыря.

 

Тотьма - город  мореходов, затерявшийся среди Вологодских лесов.

Отсюда в свое путешествие отправлялись купцы – основатели Русской Америки и Форта Росс.

Тотьму украшают прекрасные церкви-корабли. Таких церквей нет больше нигде в мире. Украшены они тоже необычно – резьбой по выступающему кирпичу (так называемое «тотемское барокко» или «тотемские картуши»). Эти церкви строили возвращавшиеся в родной город купцы-мореходы.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Тотемские картуши

Город удачно расположен на высоком берегу Сухоны, за рекой начинается бескрайний сосновый бор.

15.jpg 

16.jpg

По самой Тотьме петляет небольшая речка Песья Деньга, на берегу которой стоит уже упомянутый Спасо-Суморин монастырь.

17.jpg 

Спасо-Суморин монастырь

18.jpg

Песья Деньга

И монастырь и большинство храмов ремонтируются и поддерживаются не РПЦ или государством, а местным музейным сообществом. В Тотемское музейное объединение входит 8 музеев. 6 в городе и 2 районе. Тотьма рекордсмен России по числу музеев на «душу населения». Город насчитывает чуть менее 10 тыс. человек, но производит впечатление «столицы». Открыто много кафе и закусочных, есть несколько гостиниц, туристам предлагаются  разнообразные экскурсионные программы. В магазинах множество тотемских продуктов и сувениров.

Не меньше красоты храмов, поражают тотемские подвижники. В первую очередь это сотрудники музеев и общественники. В отличие от той же Устюжны, тотемцы не жалуются на отсутствие внимания к памятникам со стороны «федералов», они стараются не смотреть на то, как разваливаются старинные здания, а восстанавливать их своими силами.

Мечта горожан о море заметна везде. В церквях-кораблях, городских памятниках и скульптурах, даже в советских мозаиках на домах этой эпохи.

19.jpg

Сейчас горожане увлечены голосованием за свой город в конкурсе «Россия 10». Они уверены, что высокое место города позволит прилечь к нему дополнительное внимание. Практически во всех кафе и магазинах лежат вот такие листовки.

20.jpg

После Тотьмы опять последовал длительный переезд. Ночным автобусом до Великого Устюга.

21.jpg 

Ночью кремль в Великом Устюге не подсвечивается. Видимо все освещение берегут для Деда-Мороза.

Оттуда еще одним до Котласа. Потом электричкой в Лузу. И там снова автобусом в последнюю цель нашего путешествия Лальск.

Лальск – сейчас даже не районный центр, насчитывает всего около 2 тыс. жителей.

После  достаточно благополучной Вологодской области, Кировская область производит тягостное впечатление. Первое что бросает в глаза в Лальске - это множество опустившихся пьяных людей. Возможно, на самом деле их не так и много, (собственно видели мы на самом деле десятка полтора таких) но не в одном другом городе мы не видели такого их количества за столь малое время.

Некогда богатый купеческий город постепенно превращается в деревню. А история у него заслуживает внимания.

Лальск основан новгородцами, бежавшими от репрессий устроенных Иваном Грозным. Город стоял на соляном пути «строгановской» империи, жил торговлей и пушниной. В Лальске была создана одна из первых в России бумажных фабрик.

О былом величии города напоминает грандиозный соборный комплекс на берегу речки Лалы. 

22.jpg

Речку Лалу легко можно перейти вброд, поэтому упавший лет 20 назад мостик не восстанавливают.

23.jpg

24.jpg

Ощущение заброшенности и безысходности, которое создалось у нас сначала, ушло после того как мы пообщались с местными работниками музея. Снова мы увидели женщин-подвижниц, живущих своим любимым городом, увлеченных его историей, носящихся с идеями восстановления памятников силами жителей. Стало понятно, что для Лальска еще не все потерянно.

Правда областным властям и Лальск, да и весь Лузский район, по-моему, глубоко безразличен. Как рассказывают, на просьбу проложить проезжую дорогу до областного центра, губернатор попросил жителей доказать ее экономическую необходимость. Видимо без доказательств экономической нужности своего существования жители даже дорогу не получат.

" > Новости: Путевые заметки Романа и Елены Ткач. «Малые города России»
04.09.2013

В июле стартовал проект «Малые города России: забытые сокровища нашей цивилизации». В рамках проекта будет проведено исследование проблем, стоящих перед историческими городами, выработаны предложения по защите этого слоя культурного наследия на национальном и региональном уровнях. С целью углубленного изучения проблем забытых исторических уголков России инициаторы проекта - глава Московского представительства Центра социальных программ Роман Ткач и муниципальный депутат столичного района Пресня Елена Ткач совершают поездки по ряду таких городов. Елена Ткач делится своими первыми личными впечатлениями о посещенных городах.

Путевые заметки. «Малые города. Потерянные сокровища нашей цивилизации»

За последние полторы недели мы исследовали несколько городов. Ими могла бы гордиться любая страна мира, но, к сожалению,  о них не знают большинство жителей наших столиц.

Устюжна - первая металлургическая столица России.

Устюжна в 16 веке стала первым и главным центром российской металлургии и кузнечного мастерства. В те времена кузниц в Устюжне было в два раза больше чем в другом знаменитом городе кузнецов – Туле. Именно устюженские мастера ковали ворота башен московского Кремля.

Город стоит на берегу реки Молога. Той самой реки, которая при создании Рыбинского водоохрана поглотила несколько городов и сотни деревень и сел. Но водохранилище на 60 километров ниже, а в Устюжне река тихая мелкая и спокойная.

1.jpg

В городе несколько храмов 17-го века.

2.jpg

В том числе Церковь Иконы Божьей Матери (Казанской)  - один из пяти существующих в России храмов «Нарышкинского барокко». Построена Строгановым, который заказывал устюженским кузнецам оборудование для своих солеваренных заводов.

3.jpg 

Поражает коллекция живописи, собранная местным краеведческим музеем. Из рассказа его сотрудников мы узнали, что раньше в Устюжне планировалось создание филиала Русского музея Петербурга. Филиал не создали, но перевезенные картины остались.

4.jpg 

В Устюжне уже 15 лет проходит фестиваль кузнецов «Железное поле». На это мероприятие летом собираются кузнецы со всех уголков бывшего Советского Союза. После фестиваля в городе остаются кованые произведения его участников.

5.jpg

Пешеходный мост 

6.jpg

Скульптура «Солнце».  Рассказ  сторожа городской библиотеки. На заднем плане остатки пожарной каланчи.

7.jpg

Место проведения фестиваля – древнее городище, окруженное валами. В смутные времена поляки так и не смогли его захватить. 

8.jpg

Одновременно с фестивалем кузнецов в городе проводятся бардовские «АртМостки», фестиваль щей и ярмарка.

Еще Устюжна известна как прототип города из Гоголевского «Ревизора». В 19-м веке здесь  произошел похожий случай, когда приехавшего вологодского купца приняли за высокое начальство из Санкт-Петербурга.

Чтобы описанием не получалось слишком благостным, отмечу что проблем, конечно, масса. Многие храмы и гражданские исторические здания в полуразваленном состоянии.

9.jpg 

Причем хуже всего состояние именно объектов федерального значения, поскольку федералов их судьба, ни мало не беспокоит. Отдельного упоминания заслуживает 15-и километровая дорога от трассы Петербург-Череповец до города. Она находится в настолько жутком состоянии, что стала заметной проблемой не только для развития городского туризма, но и для нормальной коммуникации жителей города с остальным миром.

От Устюжны до Тотьмы.

Следующим объектом нашего исследования была Тотьма. Дорога до нее занимает 12 часов и требует отдельного описания. Наверное, самой большой проблемой самой Устюжны и туристов, желающих ее посетить, являются 15 км дороги, которая, сворачивая с трассы, ведет к городу. Это старая военная бетонка, неоднократно асфальтируемая в советские годы, и разваливающаяся в течение последних 20 лет. Местами асфальтовое покрытие сошло совсем, местами чудом держится, образуя «лунный пейзаж». Наш привыкший ко всему автобус получил пробоину и в результате двигатель несколько раз пытался загореться. Последний час поездки шофер останавливался каждые 5 км и заливал его водой из  пластиковой канистры. В салоне попахивало паленой пластмассой и резиной.

В результате вместо 2-х часов, до Череповца автобус ехал более 4-х. Оттуда другим автобусом еще 2 с половиной часа добирались до Вологды.

10.jpg

Наконец, от Вологды до Тотьмы нас ждал третий за день автобус и еще 4 часа пути. В Тотьму мы приехали в 10 часов вечера и остановились в музейной гостинице, расположенной в корпусе ныне не действующего Спасо-Суморина монастыря.

 

Тотьма - город  мореходов, затерявшийся среди Вологодских лесов.

Отсюда в свое путешествие отправлялись купцы – основатели Русской Америки и Форта Росс.

Тотьму украшают прекрасные церкви-корабли. Таких церквей нет больше нигде в мире. Украшены они тоже необычно – резьбой по выступающему кирпичу (так называемое «тотемское барокко» или «тотемские картуши»). Эти церкви строили возвращавшиеся в родной город купцы-мореходы.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Тотемские картуши

Город удачно расположен на высоком берегу Сухоны, за рекой начинается бескрайний сосновый бор.

15.jpg 

16.jpg

По самой Тотьме петляет небольшая речка Песья Деньга, на берегу которой стоит уже упомянутый Спасо-Суморин монастырь.

17.jpg 

Спасо-Суморин монастырь

18.jpg

Песья Деньга

И монастырь и большинство храмов ремонтируются и поддерживаются не РПЦ или государством, а местным музейным сообществом. В Тотемское музейное объединение входит 8 музеев. 6 в городе и 2 районе. Тотьма рекордсмен России по числу музеев на «душу населения». Город насчитывает чуть менее 10 тыс. человек, но производит впечатление «столицы». Открыто много кафе и закусочных, есть несколько гостиниц, туристам предлагаются  разнообразные экскурсионные программы. В магазинах множество тотемских продуктов и сувениров.

Не меньше красоты храмов, поражают тотемские подвижники. В первую очередь это сотрудники музеев и общественники. В отличие от той же Устюжны, тотемцы не жалуются на отсутствие внимания к памятникам со стороны «федералов», они стараются не смотреть на то, как разваливаются старинные здания, а восстанавливать их своими силами.

Мечта горожан о море заметна везде. В церквях-кораблях, городских памятниках и скульптурах, даже в советских мозаиках на домах этой эпохи.

19.jpg

Сейчас горожане увлечены голосованием за свой город в конкурсе «Россия 10». Они уверены, что высокое место города позволит прилечь к нему дополнительное внимание. Практически во всех кафе и магазинах лежат вот такие листовки.

20.jpg

После Тотьмы опять последовал длительный переезд. Ночным автобусом до Великого Устюга.

21.jpg 

Ночью кремль в Великом Устюге не подсвечивается. Видимо все освещение берегут для Деда-Мороза.

Оттуда еще одним до Котласа. Потом электричкой в Лузу. И там снова автобусом в последнюю цель нашего путешествия Лальск.

Лальск – сейчас даже не районный центр, насчитывает всего около 2 тыс. жителей.

После  достаточно благополучной Вологодской области, Кировская область производит тягостное впечатление. Первое что бросает в глаза в Лальске - это множество опустившихся пьяных людей. Возможно, на самом деле их не так и много, (собственно видели мы на самом деле десятка полтора таких) но не в одном другом городе мы не видели такого их количества за столь малое время.

Некогда богатый купеческий город постепенно превращается в деревню. А история у него заслуживает внимания.

Лальск основан новгородцами, бежавшими от репрессий устроенных Иваном Грозным. Город стоял на соляном пути «строгановской» империи, жил торговлей и пушниной. В Лальске была создана одна из первых в России бумажных фабрик.

О былом величии города напоминает грандиозный соборный комплекс на берегу речки Лалы. 

22.jpg

Речку Лалу легко можно перейти вброд, поэтому упавший лет 20 назад мостик не восстанавливают.

23.jpg

24.jpg

Ощущение заброшенности и безысходности, которое создалось у нас сначала, ушло после того как мы пообщались с местными работниками музея. Снова мы увидели женщин-подвижниц, живущих своим любимым городом, увлеченных его историей, носящихся с идеями восстановления памятников силами жителей. Стало понятно, что для Лальска еще не все потерянно.

Правда областным властям и Лальск, да и весь Лузский район, по-моему, глубоко безразличен. Как рассказывают, на просьбу проложить проезжую дорогу до областного центра, губернатор попросил жителей доказать ее экономическую необходимость. Видимо без доказательств экономической нужности своего существования жители даже дорогу не получат.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.