Эксперты Комитета гражданских инициатив подготовили первый Аналитический обзор, посвященный активизации партийного строительства после облегчения процедуры создания и регистрации новых партий Федеральным законом от 2 апреля 2012 года №28-ФЗ. Общий вывод, сделанный экспертами: общественности представляется далеко не полные сведения о политических партиях, в результате чего общественный контроль за формированием самих партий и за деятельностью регистрирующего органа становится затруднительным.

Задача мониторинга процесса создания политических партий в России обуславливается необходимостью обеспечения равенства прав граждан на объединение в политические организации, предотвращения злоупотреблений как со стороны органов власти, так и со стороны недобросовестных «политических игроков». Реформа партийного законодательства, осуществленная в этом году, открыла дорогу как для создания новых партийных структур с реальными намерениями участия в политическом процессе, так и для регистрации марионеточных организаций, направленных на запутывание избирателей или отсечение голосов у ключевых партий. Одновременно у органов власти остались полномочия по отказу партиям в регистрации по формальным основаниям.

" > Новости: Комитет гражданских инициатив предлагает больше информировать общество о регистрации новых партий
07.08.2012

Эксперты Комитета гражданских инициатив подготовили первый Аналитический обзор, посвященный активизации партийного строительства после облегчения процедуры создания и регистрации новых партий Федеральным законом от 2 апреля 2012 года №28-ФЗ. Общий вывод, сделанный экспертами: общественности представляется далеко не полные сведения о политических партиях, в результате чего общественный контроль за формированием самих партий и за деятельностью регистрирующего органа становится затруднительным.

Задача мониторинга процесса создания политических партий в России обуславливается необходимостью обеспечения равенства прав граждан на объединение в политические организации, предотвращения злоупотреблений как со стороны органов власти, так и со стороны недобросовестных «политических игроков». Реформа партийного законодательства, осуществленная в этом году, открыла дорогу как для создания новых партийных структур с реальными намерениями участия в политическом процессе, так и для регистрации марионеточных организаций, направленных на запутывание избирателей или отсечение голосов у ключевых партий. Одновременно у органов власти остались полномочия по отказу партиям в регистрации по формальным основаниям.

В этих условиях сама процедура регистрации становится особенно значимой. Скажем, при наличии оргкомитетов партий с одинаковыми наименованиями регистратор может придраться к оформлению документов или сместить сроки их приема, тем самым меняя расстановку политических сил. Для того чтобы быть уверенным в соблюдении всех норм и принципов, мы должны иметь как можно более полную информацию о процессе регистрации партий и их региональных отделений.

Наш анализ показал, что Минюст и его территориальные органы недостаточно информируют общество об этом процессе. Значительная часть информации остается закрытой.

Так, например, с интернет-сайта Министерства юстиции мы не можем получить по зарегистрированной партии информацию о способе создания партии, дате создания оргкомитета и уведомления Минюста о его создании, дате подачи документов на регистрацию. Нет здесь и информации о том, сколько региональных отделений партии зарегистрировано и в какой момент партия получила право участвовать в выборах. Информация об оргкомитете создаваемой партии удаляется после прекращения его деятельности, и найти ее на сайте Минюста уже невозможно.

На сайте нет абсолютно никакой информации о политических партиях, проведших учредительный или преобразовательный съезд, но еще не зарегистрированных. Отсутствует также информация об отказах в регистрации или приостановлении регистрации (если таких решений не было, то желательна информация об этом).

Смущают и некоторые нестыковки на портале Центральной избирательной комиссии России. Во-первых, данные о числе партий и их региональных отделений, имеющих право участвовать в выборах, на портале ЦИК изменяются уже после начала кампании. Во-вторых, даже на 2 августа (т.е. когда все уже должно было утрястись) по многим регионам на этих страницах содержится явно неполная информация, то есть указаны только региональные отделения старых партий.

В связи с этим Комитет гражданских инициатив обращается к Министерству юстиции Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии России с предложением расширить перечень информации, регулярно обновляемой на интернет-сайтах указанных государственных органов. Стандарт информирования общественности должен включать, как минимум, сведения о датах следующих событий:

  • образования оргкомитета и уведомления оргкомитетом Минюста (для партий, созданных на учредительном съезде);
  • проведения учредительного или преобразовательного съезда;
  • подачи в Минюст документов на регистрацию партии;
  • подачи в территориальные органы Минюста документов на регистрацию региональных отделений;
  • регистрации региональных отделений;
  • представления партией в Минюст документов, подтверждающих регистрацию ее региональных отделений не менее чем в 42 субъектах РФ.

Обзор с фактурой и обстоятельным анализом юридических аспектов создания и регистрации в России новых партий в течение первого полугодия текущего года


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.