Муниципальная карта России: точки роста

О проекте

Разработка концепции реформирования местного самоуправления

  • «Концепция реформирования местного самоуправления в России»

Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления

  • «Проект Основ законодательства о МСУ»

Научно-исследовательская деятельность

  • Экспертный доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы»

Анализ передового международного опыта

  • Аналитический доклад «МСУ в Финляндии: опыт объединения муниципальных образований»
  • Аналитический доклад «Развитие территорий и местного самоуправления: опыт восточных земель Германии»

Распространение лучших муниципальных практик

Идентификация и систематизация успешных практик развития территорий

  • Сборник «Лучшие российские практики муниципального управления»

Контактная информация

Новости проекта


О проекте

Местное самоуправление в современной России находится в институциональной ловушке несоответствия закрепленных на законодательном уровне полномочий и необходимых для их исполнения ресурсов, избыточного государственного регулирования и контроля, слабой информированности и вовлеченности населения.

Проект КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» стартовал в 2013 году. Его цель – институциональная реформа, повышающая качество муниципального управления и расширяющая возможности участия граждан в решении вопросов местного значения. Проект сфокусирован на следующих ключевых направлениях: разработка концепции реформирования местного самоуправления и предложений по совершенствованию законодательства, научно-исследовательская деятельность, поиск и систематизация лучших российских и зарубежных управленческих практик, налаживание межмуниципального сотрудничества и обмена успешным опытом.


Направления деятельности проекта:

1. Разработка концепции реформирования местного самоуправления

Качество муниципального управления, уровень вовлеченности жителей, баланс между полномочиями муниципалитетов и их ресурсной обеспеченностью - являются важными факторами, влияющими на темпы экономического роста, общественно-политическую устойчивость и развитие человеческого потенциала в российских регионах. При этом большинство стратегий реформирования выдвигаются в парадигме модернизации «сверху», в то время как потенциал модернизации «снизу» недооценивается. Развитие института местного самоуправления и создание условий для реализации местных инициатив способно положительно дополнить институциональные и структурные реформы федерального и регионального уровней. Экспертами КГИ предлагается концепция реформ, содержащая комплекс мер системного характера.

«Концепция реформирования местного самоуправления в России»


2. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления

Российское законодательство, регулирующее местное самоуправление, утратило концептуальное единство и не позволяет муниципалитетам гибко реагировать на современные вызовы. Базовый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента принятия в 2003 году постоянно подвергался многочисленным разнонаправленным изменениям. Отдельные положения федерального законодательства превратились де-факто в административные барьеры, сдерживающие муниципальное развитие и локальные инициативы.

В целях совершенствования федерального законодательства о местном самоуправлении эксперты КГИ подготовили проект «Основ законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации». Документ построен на принципах максимальной гибкости регулирования, вариативности организационных и территориальных моделей, системного смягчения правовых норм, ухода от избыточной унификации муниципальной жизни, децентрализации полномочий и ресурсов.

«Проект Основ законодательства о МСУ»


3. Научно-исследовательская деятельность

Несмотря на длительный опыт реализации политики унификации и стандартизации муниципальной жизни, в российских регионах продолжает сохраняться существенное разнообразие практик организации и функционирования местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ региональная власть выстраивает более жесткое регулирование муниципальных институтов, в других – муниципалитетам дается сравнительно больше автономии и простора для собственной инициативы. В регионах сложились различные модели распределения полномочий между муниципальными районами и поселениями, муниципалитетами и региональными органами власти. Таким образом, для подготовки реформ в сфере местного самоуправления необходимо опираться на научный анализ реального многообразия сложившихся моделей локальной власти.

Для научно-исследовательских разработок проекта выбраны следующие темы:

  • В 2014 году в законодательство о местном самоуправлении был введён новый институт - городские округа с внутригородским делением. В результате в крупных городах появилась возможность децентрализации власти и ее приближения к населению. Однако эта модель оказалась востребована только в трёх городах - Челябинске, Самаре и Махачкале. Практический опыт этих трёх российских городов и стал предметом исследования.

Экспертный доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы» 

  • Во многих российских регионах в последние годы идут процессы укрупнения муниципалитетов. Сторонники укрупнения отмечают, что преобразования улучшат качество управления, оптимизируют бюджетные расходы, приведут границы муниципалитетов в соответствие с демографическими реалиями. В то же время высказывается противоположная точка зрения, что подобные преобразования способствуют снижению степени вовлеченности граждан в решение локальных вопросов, депопуляции периферии укрупненных муниципалитетов. В рамках исследования предполагается изучить существующий опыт территориальных преобразований и дать экспертную оценку их эффективности.

  • Муниципальная организация Москвы, Санкт-Петербург и Севастополя имеет особый статус. Однако потенциал местного самоуправления в городах федерального значения не реализован в полной мере. Дефицит полномочий муниципалитетов сокращает возможности активных горожан по артикуляции своих интересов и реализации гражданских инициатив, которые являются мощным драйвером развития. Поэтому важно создавать в агломерациях сильные и самостоятельные муниципалитеты.


4. Анализ передового международного опыта

Российское местное самоуправление является сравнительно молодым политическим институтом, возникшим в 90-е годы XX века. Он до сих пор находится в стадии становления и поиска оптимальных моделей. Изучение лучших практик стран с развитой традицией местного самоуправления и их адаптация к российским условиям способны повысить качество муниципального управления в субъектах РФ.

Подготовлены следующие исследовательские доклады с анализом зарубежного опыта:

Аналитический доклад «МСУ в Финляндии: опыт объединения муниципальных образований» 

Аналитический доклад «Развитие территорий и местного самоуправления: опыт восточных земель Германии» 


5. Распространение лучших муниципальных практик

В российской управленческой традиции принято ориентироваться на установки из «центра» и в меньшей степени полагаться на опыт соседних территорий. Доминирование вертикальных связей и слабость связей горизонтальных негативно сказывается на эффективности муниципального управления, становится своеобразным барьером для тиражирования лучших практик и инновационных решений. В этой ситуации важно запускать процессы преодоления локальной замкнутости, инициировать развитие межмуниципального сотрудничества и прямых коммуникаций.

В регионах, в том числе в Заполярье при поддержке компании «Норильский никель», командой проекта организуются дискуссии, семинары-практикумы, консультации в целях тиражирования лучших практик управления, развития территорий и вовлечения граждан.


6. Идентификация и систематизация успешных практик развития территорий

Направлением деятельности проекта является выявление «точек роста» среди российских муниципалитетов - мест локализации передового опыта управления и развития. Именно со сбора и систематизации лучших практик в 2013 году началась реализация проекта.

Подготовлен сборник «Лучшие российские практики муниципального управления» (в трех частях)


Контактная информация по проекту

Максимов Андрей Николаевич, руководитель проекта

Е-mail: amaksimov77@gmail.com

Соснин Дмитрий Петрович, координатор проекта

Е-mail: uldps@mail.ru


Новости проекта

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.