Муниципальная карта России: точки роста

О проекте

Подготовка предложений по устранению системных рисков и дисбалансов в региональном и муниципальном управлении

  • Программный документ «Россия — федерация. Сильные регионы и местное самоуправление»

Исследование динамики кадрового состава руководителей российских муниципалитетов

  • Аналитический доклад «Особенности ротации корпуса мэров в современной России»

Научно-исследовательская деятельность

  • Экспертный доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы»
  • Методология оценки эффектов территориальных преобразований.
  • «Территориальные реформы местного самоуправления: оценка предпосылок и эффектов»

Анализ передового международного опыта

  • Аналитический доклад «МСУ в Финляндии: опыт объединения муниципальных образований»
  • Аналитический доклад «Развитие территорий и местного самоуправления: опыт восточных земель Германии»
  • «Зарубежный опыт институционализации управления агломерациями (на примере Франции)»
  • «Ключевые вызовы и тенденции развития местного самоуправления в Европейском союзе (на примере Германии)»

Разработка концепции реформирования местного самоуправления

  • «Концепция реформирования местного самоуправления в России»

Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления

  • «Проект Основ законодательства о МСУ»

Распространение лучших муниципальных практик

Идентификация и систематизация успешных практик развития территорий

  • Сборник «Лучшие российские практики муниципального управления»

Контактная информация

Новости проекта


О проекте

Местное самоуправление в современной России находится в институциональной ловушке несоответствия закрепленных на законодательном уровне полномочий и необходимых для их исполнения ресурсов, избыточного государственного регулирования и контроля, слабой информированности и вовлеченности населения.

Проект КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» стартовал в 2013 году. Его цель – институциональная реформа, повышающая качество муниципального управления и расширяющая возможности участия граждан в решении вопросов местного значения. Проект сфокусирован на следующих ключевых направлениях: разработка концепции реформирования местного самоуправления и предложений по совершенствованию законодательства, научно-исследовательская деятельность, поиск и систематизация лучших российских и зарубежных управленческих практик, налаживание межмуниципального сотрудничества и обмена успешным опытом.


Направления деятельности проекта:


1. Подготовка предложений по устранению системных рисков и дисбалансов в региональном и муниципальном управлении

Россия в 2000-х годах стала государством со сверхцентрализованной системой управления, тотальной зависимостью регионов от федерального центра, местного самоуправления – от региональных властей.

Очевидно, что дисбалансы отношений центра и регионов, регионов и муниципалитетов препятствуют развитию. Также очевидно, что быстро их не исправить, т.к. есть группы интересов, стремящиеся сохранить существующий порядок. Необходимо последовательно принимать меры по устранению системных рисков, создаваемых существующими дисбалансами.

В рамках проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» на основе результатов серии исследований был подготовлен программный документ «Россия — федерация. Сильные регионы и местное самоуправление». Он содержит анализ существующих проблем и комплекс системных мер по их решению. В конце 2019 года он был представлен к обсуждению участникам VII Общероссийского гражданского форума по направлению «Местное самоуправление.

Программный документ «Россия — федерация. Сильные регионы и местное самоуправление».


2. Исследование динамики кадрового состава руководителей российских муниципалитетов


В Российской Федерации вопросам развития городов уделяется всё большее значение. Однако, сами горожане оказались в стороне от управленческих процессов, о чем в первую очередь свидетельствует отмена прямых выборов глав городов. Фактически всенародное голосование сохранилось в очень небольшом количестве крупнейших городов страны.

Идеология работы «мэра-народного представителя» последовательно перешла к идее «мэра-профессионального управленца». Командой проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» был подготовлен доклад «Особенности ротации корпуса мэров в современной России», целью которого было ответить на вопрос, как произошел этот переход и каковы его последствия.

Авторы проанализировали динамику использования модели с сити-менеджером в России; изменение порядка замещения должности мэра; портрет мэра с точки зрения теории поколений, гендера, территориальной мобильности, образовательного профиля, устойчивости позиции. К неочевидным выводам привел анализ карьерных сценариев: исследование показало, с каких позиций в основном приходят на должность главы города, куда, почему и как скоро уходят. Исследование охватило 109 городов и 360 мэров. Данные с 2008 по 2019 год были собраны из открытых источников.

Аналитический доклад «Особенности ротации корпуса мэров в современной России».


3. Научно-исследовательская деятельность

Несмотря на длительный опыт реализации политики унификации и стандартизации муниципальной жизни, в российских регионах продолжает сохраняться существенное разнообразие практик организации и функционирования местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ региональная власть выстраивает более жесткое регулирование муниципальных институтов, в других – муниципалитетам дается сравнительно больше автономии и простора для собственной инициативы. В регионах сложились различные модели распределения полномочий между муниципальными районами и поселениями, муниципалитетами и региональными органами власти. Таким образом, для подготовки реформ в сфере местного самоуправления необходимо опираться на научный анализ реального многообразия сложившихся моделей локальной власти.

Для научно-исследовательских разработок проекта выбраны следующие темы:

  • В 2014 году в законодательство о местном самоуправлении был введён новый институт - городские округа с внутригородским делением. В результате в крупных городах появилась возможность децентрализации власти и ее приближения к населению. Однако эта модель оказалась востребована только в трёх городах - Челябинске, Самаре и Махачкале. Практический опыт этих трёх российских городов и стал предметом исследования.

Экспертный доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы» 

  • Во многих российских регионах в последние годы идут процессы укрупнения муниципалитетов. Сторонники укрупнения отмечают, что преобразования улучшат качество управления, оптимизируют бюджетные расходы, приведут границы муниципалитетов в соответствие с демографическими реалиями. В то же время высказывается противоположная точка зрения, что подобные преобразования способствуют снижению степени вовлеченности граждан в решение локальных вопросов, депопуляции периферии укрупненных муниципалитетов. Командой проекта подготовлена методология оценки эффектов территориальных преобразований муниципалитетов. Она была использована в рамках пилотного исследования в 6 субъектах РФ в 2018 г., результаты которого были опубликованы в научном журнале "Местное право".

Методология оценки эффектов территориальных преобразований.

«Территориальные реформы местного самоуправления: оценка предпосылок и эффектов»

4. Анализ передового международного опыта

Российское местное самоуправление является сравнительно молодым политическим институтом, возникшим в 90-е годы XX века. Он до сих пор находится в стадии становления и поиска оптимальных моделей. Изучение лучших практик стран с развитой традицией местного самоуправления и их адаптация к российским условиям способны повысить качество муниципального управления в субъектах РФ.

Подготовлены следующие исследовательские материалы с анализом зарубежного опыта:

«МСУ в Финляндии: опыт объединения муниципальных образований» 

«Развитие территорий и местного самоуправления: опыт восточных земель Германии»

«Зарубежный опыт институционализации управления агломерациями (на примере Франции)»

«Ключевые вызовы и тенденции развития местного самоуправления в Европейском союзе (на примере Германии)»

5. Разработка концепции реформирования местного самоуправления

Качество муниципального управления, уровень вовлеченности жителей, баланс между полномочиями муниципалитетов и их ресурсной обеспеченностью - являются важными факторами, влияющими на темпы экономического роста, общественно-политическую устойчивость и развитие человеческого потенциала в российских регионах. При этом большинство стратегий реформирования выдвигаются в парадигме модернизации «сверху», в то время как потенциал модернизации «снизу» недооценивается. Развитие института местного самоуправления и создание условий для реализации местных инициатив способно положительно дополнить институциональные и структурные реформы федерального и регионального уровней. Экспертами КГИ предлагается концепция реформ, содержащая комплекс мер системного характера.

«Концепция реформирования местного самоуправления в России»


6. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления

Российское законодательство, регулирующее местное самоуправление, утратило концептуальное единство и не позволяет муниципалитетам гибко реагировать на современные вызовы. Базовый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента принятия в 2003 году постоянно подвергался многочисленным разнонаправленным изменениям. Отдельные положения федерального законодательства превратились де-факто в административные барьеры, сдерживающие муниципальное развитие и локальные инициативы.

В целях совершенствования федерального законодательства о местном самоуправлении эксперты КГИ подготовили проект «Основ законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации». Документ построен на принципах максимальной гибкости регулирования, вариативности организационных и территориальных моделей, системного смягчения правовых норм, ухода от избыточной унификации муниципальной жизни, децентрализации полномочий и ресурсов.

«Проект Основ законодательства о МСУ»


7. Распространение лучших муниципальных практик

В российской управленческой традиции принято ориентироваться на установки из «центра» и в меньшей степени полагаться на опыт соседних территорий. Доминирование вертикальных связей и слабость связей горизонтальных негативно сказывается на эффективности муниципального управления, становится своеобразным барьером для тиражирования лучших практик и инновационных решений. В этой ситуации важно запускать процессы преодоления локальной замкнутости, инициировать развитие межмуниципального сотрудничества и прямых коммуникаций.

В регионах, в том числе в Заполярье при поддержке компании «Норильский никель», командой проекта организуются дискуссии, семинары-практикумы, консультации в целях тиражирования лучших практик управления, развития территорий и вовлечения граждан.


8. Идентификация и систематизация успешных практик развития территорий

Направлением деятельности проекта является выявление «точек роста» среди российских муниципалитетов - мест локализации передового опыта управления и развития. Именно со сбора и систематизации лучших практик в 2013 году началась реализация проекта.

Подготовлен сборник «Лучшие российские практики муниципального управления» (в трех частях)


Контактная информация по проекту

Максимов Андрей Николаевич, руководитель проекта

Е-mail: amaksimov77@gmail.com

Соснин Дмитрий Петрович, координатор проекта

Е-mail: uldps@mail.ru


Новости проекта

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.