Инициативное бюджетирование

О проекте

Конкурс реализованных проектов по инициативному бюджетированию-2017 

Информационная справка по теме

Контакты

Новости проекта


О проекте

Комитет гражданских инициатив последовательно содействует развитию различных форм участия граждан в управлении государством, принятии бюджетных решений. Основными задачами проекта являются:

· изучение проблем и ограничений «открытости бюджета» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· разработка концепций, программ российских и международных мероприятий по теме инициативного бюджетирования, их организация и проведение;

· обеспечение работы портала «Инициативное бюджетирование»;

· организация создания и подготовка учебно-популярных материалов по инициативному бюджетированию;

· реализация информационной кампании по теме инициативного бюджетирования;

· проведение конкурса лучших проектов инициативного бюджетирования, реализованных в Российской Федерации.

В 2016 году в Российской Федерации было реализовано 8 732 проекта инициативного бюджетирования. Количество проектов увеличилось по сравнению с 2015 годом в три раза. В 2016 году 35 субъектов Российской Федерации заявили о присоединении к реализации на их территории проектов инициативного бюджетирования. Стоимость реализованных проектов составила без малого 7 млрд рублей. Для сравнения – в 2015 году бюджет проектов инициативного бюджетирования составил всего 2,4 млрд рублей. Общий объем софинансирования средств государственных бюджетов из всех видов источников (муниципалитетов, граждан, бизнеса) превысил 1,8 млрд рублей. Всего 50 российских регионов вовлечены в настоящее время в развитие инициативного бюджетирования на их территории.

Объяснить данную заинтересованность можно разными причинами. Во-первых, инициативное бюджетирование оказалось важным ресурсом развития местного самоуправления в сельских поселениях, малых и средних городах. Многие поселения именно через региональные программы инициативного бюджетирования получили средства на реализацию давно ожидаемого «бюджета развития» своих территорий. Во-вторых, инициативное бюджетирование оказалось важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов, тем самым обратив на себя внимание федеральных и региональных финансовых органов. В-третьих, процедуры участия граждан в отборе и реализации проектов, на которые могут быть выделены государственные средства, формируют целый комплекс дополнительных социальных, экономических, управленческих эффектов. В этом случае средства государственного бюджета не только решают определенные гражданами проблемы, но и воспитывают ответственного за судьбу своего поселения гражданина.

Но, быть может, самая главная причина в том, что реализация сложного комплекса развития инициативного бюджетирования в стране явилась плодом совместных усилий различных участников: органов государственной власти, муниципалитетов, граждан, некоммерческих организаций, экспертного сообщества, консультационных проектных центров. Тем самым на практике был реализован принцип государственно-гражданского партнерства, при котором было учтено все многообразие различных интересов сторон. Результатом стала уникальная система государственного регулирования процессов реализации проектов инициативного бюджетирования. В настоящее время формируется комплекс мер государственной поддержки, логичным результатом которого станет выделение средств федерального бюджета на проекты инициативного бюджетирования.

Это отнюдь не полный перечень причин интенсивного развития инициативного бюджетирования в нашей стране, но и сказанного выше достаточно для того, чтобы констатировать высокую значимость опыта участия граждан в вопросах формирования общественной инфраструктуры, бюджетных решениях в Российской Федерации. Этот опыт нуждается во всестороннем, углубленном изучении и тиражировании в странах, обладающих сходными с Россией общественно-экономическими условиями.

Конкурс реализованных проектов по инициативному бюджетированию-2017

В 2017 году состоялся первый общероссийский Конкурс реализованных проектов по инициативному бюджетированию.

В номинации «Общественное партнерство» (оценивался размер софинансирования со стороны населения и бизнеса) победителем стал проект - Благоустройство центральной части города Инза (Ульяновская область). В рамках проекта был осуществлен ремонт мемориальной стены, устроен цветник и газон, посажены новые кустарники, установлены скамейки, уложена новая тротуарная плитка. Благодаря проекту условия отдыха граждан стали более комфортными.

В номинации «Общественное участие» (оценивалось количество граждан, принявших участие в процедурах реализации проекта) победителем стал проект - Ремонт и гравирование улиц с.Нижнечерекулево Илишевского района Республики Башкортостан . Уличные дороги внутри села не имели щебеночного покрытия и нуждались в ремонте, После дождя они также приходили в неровное состояние. В результате удалось провести ремонт и гравирования дорог протяженностью 7 км 748 м.

В номинации «Самый оригинальный проект» (оценивалась новизна, наличие творческой составляющей в противовес типовым решениям) победителем стал Этнофестиваль «Обряды народов Республики Коми» в с.Подчерье (Республика Коми). В рамках этнокультурного развития народов, проживающих на территории Республики Коми, городским округом «Вуктыл» 1 июля 2017 года был проведён этнофестиваль «Обряды народов Республики Коми» в с.Подчерье».

Каждый победитель получил возможность потратить по 100 тысяч рублей на софинансирование будущего проекта. Церемония оглашения победителей состоялась на форуме БРИКС «Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры», который прошел 21-22 сентября 2017 года в Уфе.

В состав инициативных групп, определявших приоритетные направления финансирования, вошли 2303 инициативных граждан, а благополучателями реализованных инициатив стали почти 3,5 миллиона человек.

Информационная справка по теме

Инициативное бюджетирование (ИБ) — совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения. Предполагает непосредственное участие граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных или привлеченных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов. Практики ИБ основаны на нормах «прямой демократии». Конечные решения вырабатываются совместно с представителями власти: присутствие граждан на процедурах обсуждения и принятия решений обязательно. «Инициативное бюджетирование» — это практика широко известная во всем мире. Опыт реализации подобных проектов имеют свыше полутора десятков российских регионов.

Партиcипаторное бюджетирование (ПБ) появилось в 1989 году в городе Порту-Алегри (Бразилия). Эта практика предполагает участие граждан в принятии решений о выборе приоритетов расходования части бюджетных средств. Распределение специально выделенной части городского бюджета осуществляется при участии комиссии, которая состоит из граждан и представителей муниципалитета. Формируется комиссия по строго определенной процедуре. Входящие в ее состав горожане могут предлагать собственные бюджетные инициативы: от благоустройства и дорожного строительства до развития культуры и социальной сферы. Обязательным условием является вовлечение жителей во все этапы бюджетного процесса.

В России практика партиципаторного бюджетирования реализуется с 2013 года проектной группой Европейского Университета в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета гражданских инициатив.

Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) запущена в России Всемирным банком в 2007 году. Она направлена на поддержку инициативных групп в городских и сельских поселениях в определении приоритетов расходования части бюджетных средств на местном уровне, отборе конкретных проектов и консультативной помощи в организации партисипаторных процедур совместной деятельности граждан и органов власти. К важнейшим особенностям программы в России относятся конкурсность процедур, партиципаторное вовлечение населения, интеграция в национальную административную, бюджетную и правовую системы. Еще одной особенностью программы является консультирование представителей российских региональных и местных властей. Реализуемые в России проекты осуществляются на средства региональных бюджетов при обязательном софинансировании населения, местного бизнеса и муниципалитетов. В настоящее время программа реализована в 9 субъектах РФ: в Кировской, Тверской, Нижегородской областях, Ставропольском и Хабаровском краях, Еврейском автономном округе, республиках Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха-Якутия.

«Народная инициатива» («Народный бюджет») — вариации практики инициативного бюджетирования, запущенные общероссийской партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом и самостоятельно развиваемые в ряде российских регионов. Практики представляют синтез различных подходов партиcипаторного бюджетирования. Наиболее успешной признана программа «Народный бюджет» Тульской области.

Контактная информация по проекту: 

Тел.: +7 (964) 704-00-33

Е-mail:openbudget@fondkudrina.ru, pominova@fondkudrina.ru

Facebook: https://www.facebook.com/ParticipatoryBudgetingRussia

Vkontakte: https://vk.com/participatorybudgetingrussia

Портал Проекта: http://budget4me.ru/

Новости проекта


Проект осуществляется при поддержке ПАО «ГМК "Норильский никель"»


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.