Член КГИ Иван Бегтин: Как вовлечь граждан в открытый бюджет?

10.09.2014

В Доме Правительства Российской Федерации состоялся круглый стол «Гражданские инициативы и вовлеченность граждан в открытый бюджет», посвященный опыту российских регионов и муниципалитетов в области вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местных бюджетов.

Begtin-150.jpgДиректор некоммерческого партнёрства «Информационная культура», член КГИ Иван Бегтин:

В рамках круглого стола обсуждалось развитие, внедрение в регионы партиципаторного бюджета или бюджета для граждан. Партиципаторный механизм заключается в том, что одну часть бюджета формируют граждане, а другую - государство. Так называемый «бюджет соучастия», где существуют две разные формы. Первая: государство или муниципальные власти выделяют деньги, а граждане сами определяют, на что их потратить. Это самая простая форма.

Вторая, более сложная, заключается в том, что граждане самостоятельно собирают средства на те потребности, которые нужны и важны в регионе или поселении. Здесь уже включается соревновательный момент, потому что те, кто соберет больше, получат субсидии и поддержку со стороны регионального и местного бюджетов.

Для понимания: люди хотят восстановить дорогу в своей деревне. Они собрали на это 100 000 рублей. Муниципалитет выделяет им еще 300 000 рублей, а регион добавляет еще 600 000 рублей. Таким образом, вместе, граждане и власти, восстанавливают дорогу. Тот факт, что сбор средств проходил совместно, подтверждает серьезность намерений всех сторон. А во-вторых, граждане включаются в процесс контроля реализации проекта, на который собирали деньги.

На круглом столе обсуждались практики и форматы развития партиципаторного бюджета. В Тверской области уже был успешно реализован проект – бюджет для граждан, сейчас подобный осуществляется в Тульской области.

По окончании дискуссии выводы следующие: граждане с интересом вовлекаются в открытый бюджет, но для успешного развития необходимо избавиться от ряда ограничений.

Первое, Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо менять, потому что сегодняшнее его действие создает сложности в организации сбора людей на общие собрания и проведении референдумов. Сейчас в один муниципалитет может входить до 17 поселений, разбросанных и не связанных между собой. Второе препятствие заключается в том, что граждане и чиновники говорят на разных языках, и это некоторым образом создает между ними большую дистанцию. Особенно если дело касается бюджета, то непонимание на уровне языкового становится более острым.

Люди без какого-либо финансового или экономического образования не понимают бюджетного процесса. Поэтому необходимо повышать грамотность в вопросах бюджетной политики, переходить на понятный язык, чтобы граждане могли осмысленно участвовать в открытом бюджете.

Внедрение в регионы партиципаторного бюджета должно проходить в формате оффлайн: люди встречаются и проводят собрания. Механизм проведения собраний также должен обрести некий стандарт, на круглом столе эта тема поднималась. Возможно, это будет документ, аналогичный американскому, который уже существует, и где расписано, как проводить собрания, кто имеет право голоса, а кто нет.

Встречи должны проходить именно вживую, потому что невозможно осуществлять голосования, если большинство участников живет в глубинке и не имеет интернета. Собирать деньги онлайн более дискриминирующая практика, чем собирать оффлайн. Человек, у которого нет компьютера, разве не имеет право на голос и на участие в принятие решений?

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.