Вирусный кризис: уроки на будущее

25.03.2020

Экспертный комментарий члена КГИ Андрея Галиева в связи с массовым переходом школьного и высшего образования на дистанционные форматы в условиях распространения эпидемии коронавируса.

Перевод школ на дистанционное обучение – это вынужденная мера. Понятная и оправданная, но вынужденная, форс-мажор. А еще она воспринимается как временная: никто не собирается существовать в режиме серьезных ограничений сколько-нибудь долго. Ощущение вынужденного и временного характера этих ограничений может сыграть с нами злую шутку, не позволив извлечь из происходящего необходимые системно значимые уроки. И тогда после карантина наши дети вернутся в свою прежнюю школу - до следующего форс-мажора. Этого нужно избежать, нужно воспользоваться этим кризисом как шансом для переосмысления роли и места самого института школы в нашем обществе.

Да, футурологи утверждают, что человечество в целом выйдет из разразившейся пандемии серьезно изменившимся, в частности, сократившим потребление и мене глобальным. Но это "в среднем по больнице", каждая страна вольна по-своему распорядиться выпавшим шансом на изменение.

Что стоило бы отрефлексировать нам в России...

Степень самостоятельности школ - во всем, включая выбор учебников и других образовательных инструментов, а также структуру расходов. Самостоятельность в данном случае является синонимом ответственности. Только самостоятельная и ответственная школа способна быстро и адекватно реагировать на изменение любых обстоятельств, включая чрезвычайные.

Необходимость сотрудничества семей и школ - вместо перекладывания друг на друга ответственности за обучение и воспитание. Возможно, большее время, которое в рамках карантина родителям и детям необходимо проводить совместно, подтолкнет родителей к лучшему пониманию сложностей педологического труда. А педагогов - к учету того опыта самостоятельного продюссирования обучения, который сейчас накапливают родители.

Общественный статус и мотивация педагогов. Невозможно сделать рывок в образовании, если его предстоит осуществлять скверно оплачиваемым, загруженным рутиной и не обладающим современными компетенциями людям.

Качество и доступность образовательных онлайн-ресурсов. Еще вчера они жестко дифференцировались на "допущенные" в основную школу государственные РЭШ, МЭШ и - все остальные, которыми можно было пользоваться в рамках "дополнительного образования". Сегодня разработчики "дополнительного" практически поголовно открыли свои изначально коммерческие ресурсы для временного бесплатного доступа. У школ появилась возможность сравнить все решения, у разработчиков - возможность протестировать свои решения под существенной нагрузкой.

Необходимость обеспечить учителям и ученикам доступ к тем образовательным решениям, которые они считают лучшими, вне зависимости от того, за чей счет эти решения были созданы - государства или частного капитала. Эпидемия закончится, предприниматели выйдут из режима благотворительности, и к этому моменту система образования должна быть готовка к закупке лучшего за бюджетные средства. Кроме того, речь идет о создании экономической основы для вывода процесса обучения за пределы школы. А для этого нужно сделать так, чтобы бюджетные деньги "шли за учеником"...


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.