Зачем университету кампус в цифровом мире?

05.06.2020

Интервью с Натальей Труновой

Комитет гражданских инициатив продолжает обсуждать влияние пандемии на сферу образования. Вернутся ли после её окончания университеты к традиционной модели обучения в полном объеме? Изменится ли их роль как общественных пространств? Какие докризисные тенденции важно сохранить и почему? Об этом мы поговорили с вице-президентом Центра стратегических разработок Натальей Труновой.

По мнению Натальи Труновой, «наследием» пандемии в деятельности университетов станут только те изменения, которые позволяют решать образовательные задачи более быстро и эффективно. Речь в первую очередь идет о цифровизации. Еще до начала вирусного кризиса многие вузы экспериментировали с онлайн-форматами, и сейчас, когда ситуация привела к резкому массовому переходу к удаленному обучению, эти тренды могут закрепиться. Поэтому вопрос заключается не в том, нужно или не нужно оставаться онлайн, а в том, чтобы пересмотреть и адаптировать образовательный процесс под новую реальность.


О том, как цифровизация повернулась своей негативной стороной во время пандемии читайте в интервью с Игорем Задориным


Еще до пандемии ведущие мировые университеты начали все больше публиковать часть своих лекций онлайн. Это дает студентам уникальную возможность ознакомиться с разными точками зрения и сформировать многогранное видение. Ряд крупных российских университетов, например, Высшая школа экономики, также активно двигаются в этом направлении и ставят цель перевести в цифровой формат большую часть так называемых потоковых лекций.


О результатах исследования дистанционного образования в условиях пандемии можно узнать здесь 


Тем не менее масштабный переход к дистанционному обучению в период пандемии продемонстрировал и свои ограничения. Стало еще более очевидна необходимость и важность непосредственного контакта между преподавателями и учащимися, особенно в рамках проектной и исследовательской деятельности. Учитывая, что многие вузы все больше стремятся не только передавать знания студентам, но и включать их в проектную деятельность, роль университета как пространства взаимодействия возрастает. Это, в свою очередь, меняет требования к «физической» среде для обучения - кампусам. Переосмыслив ситуацию, вузам нужно будет «пересобрать» себя в соответствии с новыми задачами.

В то же время пандемия и ее последствия могут привести к ужесточению требований по обеспечению безопасности в учебных заведениях. Российские вузы в целом и до COVID-19 отличались большей закрытостью по сравнению со многими зарубежными университетами, для которых свойственна коллаборация, имеющая и пространственное измерение, когда один университет арендует у другого помещения для проведения своих мероприятий. В России при участии Внешэкономбанка также прорабатывались новые решения по кампусам, которые должны были учесть лучшие мировые практики.

Наталья Трунова полагает, что тренд на большую закрытость вузов в связи с пандемией не станет долгосрочным. Во многих странах Западной Европы и США университеты, по сути, являются частью общественных городских пространств, предоставляя частичный доступ на свою территорию для всех желающих. На их территории могут располагаться различные объекты городской инфраструктуры, такие как театры, музеи, спортивные площадки. Поэтому усиленные меры безопасности, такие как введение дополнительного пропускного режима, контроль состояния здоровья посетителей при входе – все это скорее будет носить временный характер и постепенно снова будет смягчаться в сторону открытости, считает эксперт.



Трунова Наталья Александровна - Вице-президент ЦСР, направление "Пространственное развитие".


На этой неделе мы также публикуем серию экспертных комментариев, посвященных инициативе ФГОС 4.0, которая предлагается в качестве альтернативы предыдущему проекту образовательных стандартов.


Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.