Жизнь на дистанции: пандемия, конфликты и новая этика

16.06.2020

Дистанционная коммуникация в период пандемии способствовала росту числа и интенсивности конфликтов. Сложился запрос на формирование новых норм и этики общения, как личного, так и делового. Мы обсудили с руководителем проекта «Центр общественного взаимодействия» Антоном Островским и его заместителем Екатериной Складчиковой как на фоне общего стресса в период кризиса меняются правила коммуникации и что можно сделать для снижения риска возникновения противоречий.

Исследования общественных настроений в России показывают, что на фоне эпидемии и экономического кризиса в России наблюдается рост напряженности и конфликтности в самых разных сферах социальной жизни. Наряду с недоверием к власти и институтам, растет количество межличностных конфликтов, в том числе в семье и на работе.


О результатах социологического исследования общественных настроений в России можно узнать в интервью с членом Комитета гражданских инициатив, экономистом Михаилом Дмитриевым и психологом Анастасией Никольской



О том, как пандемия как пандемия повлияла на семейную жизнь, привела к росту недоверия в обществе, а также о  рисках цифровизации читайте и смотрите в интервью с Игорем Задоринам


Как отметила Екатерина Складчикова, конфликты возникают при пересечении интересов, основанных на тех или иных человеческих потребностях. В период вирусного кризиса и экономической нестабильности особенное значение приобрели базовые физиологические потребности. Все большее число граждан стали в первую очередь обеспокоены вопросом выживания и поэтому находятся в стрессовом состоянии. Это неизбежно повышает уровень нетерпимости в обществе и обостряет любую коммуникацию.

Свою роль играют как медицинский, так и экономический факторы: люди одновременно ощущают угрозу для здоровья и для своего финансового благополучия. Привычная картина мира резко изменилась, и возникла необходимость быстро адаптироваться. Для того чтобы обеспечить выживание для себя и своей семьи многие были вынуждены быстро переключиться на удаленный формат работы, который привел к значительному увеличению рабочей нагрузки и усложнению рабочего процесса.

В текущей ситуации доступ к интернету стал для многих людей обязательным условием для обеспечения базовых жизненных потребностей. Онлайн-общение также стало играть гораздо более существенную роль в поддержании как неформальных, так и деловых связей и коммуникаций.

Антон Островский привел пример из личной практики ­медиации, рассказав о конфликте между сотрудниками крупной коммерческой компании из-за нарушения этики деловой онлайн-коммуникации. Конфликт назревал еще до перехода к удаленной работе, но обострился именно в период самоизоляции.

Екатерина Складчикова напомнила о том, что собственно вербальная информация составляет лишь небольшую часть общего процесса общения. Существенную роль играют невербальные компоненты: выражение лица собеседника, жесты, поза тела, интонация. Когда речь идет только о тексте, то поле для интерпретации значительно расширяется и зачастую ведет к недопониманию и конфликтам. В письменной коммуникации, отметила эксперт, нужно быть еще внимательнее к вербальному содержанию сообщения и тому, как оно подается. В переписке также может быть передана интонация за счет использования пунктуации и других приемов.

Антон Островский полагает, что сейчас формируется новая этика цифровых коммуникаций, помогающая снизить риск возникновения конфликтов и адаптироваться к дистанционным форматам общения, которые, вероятно, будут активно использоваться и после пандемии. Например, сейчас все больше принято предварительно договариваться о звонке, если речь идет о людях, не входящих в ближайшее окружение.

Отдельным форматом онлайн-коммуникации являются чаты, количество которых сильно возросло и порой становится избыточным для виртуального жизненного пространства человека. Этика и стилистика общения начинает различаться в зависимости от назначения того или иного чата. Люди стали видеть специфику норм общения в чатах, предназначенных для делового общения, соседского или неформального общения с друзьями.

Возникает вопрос модерации онлайн-коммуникаций и установления правил общения в тех или иных сообществах. По мере того, как возрастает роль дистанционных форматов взаимодействия, начинает происходить процесс их регламентации. Появляются такие инструменты для облегчения общения как использование хештегов для обозначения обсуждаемых тем и более удобной навигации в большом объеме переписки. Таким образом, можно сказать, что пандемия сделала жизнь более цифровой, и эта цифровая жизнь при этом становится более упорядоченной. 


О том, как цифровизация меняет правовые практики и нарушает права читайте и смотрите в интервьюс юристом и сооснователем РосКомСвобода Саркисом Дарбиняном


Об особенностях и ограничениях внедрения цифровых технологий в местном самоуправлении читайте в комментарии Романа Петухова 




Островский Антон Николаевич - руководитель Центра медиации и общественного взаимодействия РГСУ,  сооснователь проекта "Центр общественного взаимодействия"



Складчикова Екатерина Сергеевна - заместитель руководителя Центра медиации и общественного взаимодействия РГСУ,  сооснователь проекта "Центр общественного взаимодействия"

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.