Комментарий Андрея Галиева к открытому уроку Президента РФ

01.09.2020

Комитет гражданских инициатив публикует комментарий члена КГИ, журналиста Андрея Галиева к открытому уроку "Помнить ─ значит знать", который 1 сентября 2020 года провел Президент РФ Владимир Путин.

«Содержание высказываний Владимира Путина об образовании сегодня было определено выбранным форматом общения с аудиторией, которая, по словам ведущих, составила пять миллионов человек. С одной стороны, День знаний – это праздник, поэтому говорить о школьных проблемах как бы и не с руки. С другой, темой открытого урока стала память о Великой отечественной войне, которая кладется краеугольным камнем в систему национального воспитания, в том числе – и школьную.

В этом контексте хочется прокомментировать кое-что и из сказанного, и из фигур умолчания.

Порадовали несколько вещей.

Во-первых, президент недвусмысленно высказался против полной замены очного школьного обучения дистанционным, слухи о которой в разгар карантина доводили чуть ли не до психоза как учителей, так и родителей. Таких планов нет, и будем надеяться, что сказанное будет серьезно воспринято всеми стейкхолдерами образовательного процесса.

Даже с утверждением о том, что пандемия продемонстрировала преимущества российских образовательных технологий, спорить сложно, особенно если самокритично добавить к преимуществам и недостатки. Все-таки 700 тысяч школьников оказались вне системы дистанционного обучения преимущественно по технологическим причинам – из-за отсутствия интернета и компьютеров. В стране также обнаружилось отсутствие национальной платформы дистанционного обучения и навыков использования новых технологий у большинства преподавателей. При этом большую часть стремительно выросшего спроса на дистанционные образовательные решения пришлось удовлетворять частным EdTech-компаниям, которых обычно на пушечный выстрел не подпускают к основной школе…

Во-вторых, была однозначно подчеркнута необходимость воспитания в детях «умения учиться», что предполагает практически ценностный переход школы от фронтальной передачи определенного объема знания к формированию навыков и компетентностей, позволяющих отвечать на вызовы современного мира.

При этом Владимир Путин обосновал это универсальное умение наличием неких базовых знаний, правда, не объяснив, каким образом базовый набор должен формироваться. А задача нетривиальная: среди ежесекундно увеличивающейся массы знаний нужно выбрать что-то, что решало бы как минимум два задачи – одновременно и помогало учиться учиться в ситуации нарастающей неопределенности, и обеспечивало бы «культурный код» для межпоколенческой коммуникации. Для этого нужна профессиональная и общественная дискуссия, которую у нас, как известно, организовать непросто…

В-третьих, да киберспорту! Но не просто так, а для расширения цифровых возможностей в образовании, по крайней мере так можно было понять изначальный посыл попросивших об этом президента киберспортсменов.

По сути, речь идет – ну или хотелось бы, чтобы так было – о реализации давно продекларированного принципа вариативности образования на отдельно взятом примере: мотивирует какого-то ребенка киберспорт – нужно дать ему возможность заниматься им в образовательных целях. Мотивирует других иное – та же история. Правда, здесь встает вопрос персонализации образовательных программ, за которым неминуемо возникает проблема персонализации финансирования обучения, а также выравнивания образовательных возможностей и еще куча всего…

О чем вообще не сказал Владимр Путин, и почему это важно.

· О 16-годовщине Беслана.

· О важности критического мышления.

· О необходимости развития предпринимательских навыков.

· О потребности в 1,5 миллионах новых школьных мест, возникшей задолго до пандемийных требований социального дистанцирования и требующих 1,5 триллиона рублей.

· О 20% функционально неграмотных детей, выявленных, в частности исследованием PISA-2018.

· Об «овраге мотивации» в школе, который преодолевают совсем немногие.

· О неприличном для державы, стремящейся к самосохранению, как минимум, статусе педагога.

· И еще обо многом…

Ну да, праздник, зачем о неприятном!

Проблема только в том, что президент, не говоря о реальных проблемах, будто бы делегирует эту почетную обязанность вниз по управленческой вертикали. Но внизу-то об этом тоже не говорят, потому что ориентируются на явленную президентом картину мира, в которой этих проблем нет. Так возникает когнитивный диссонанс из категории «телевизор против холодильника». А в нашем сегодняшнем случае – «телевизор против школы». За которым определенно последует «телевизор против жизни за окном».


    Андрей Анатольевич Галиев - член КГИ, журналист.

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.