Эксперты дали оценку законопроекту о городских агломерациях

20.10.2020

15 октября в Общественной палате РФ состоялась общественная экспертиза проекта федерального закона «О городских агломерациях» и связанных с ним законопроектов по внесению изменений в Гражданский кодекс и иные нормативно-правовые акты. Модерировал дискуссию эксперт Комитета гражданских инициатив, председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. Ключевыми спикерами выступили представители Минэкономразвития РФ Андрей Никифоров и Алексей Дьяконов, председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко и руководитель аппарата данного комитета Игорь Бабичев, а также координатор проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Дмитрий Соснин. В мероприятии в дистанционном формате принимали участие более 80 участников из различных регионов РФ.

Нормативно-правовое регулирование агломерационных процессов активно обсуждается уже более 10 лет. За это время было подготовленно несколько законопроектов, однако, ни один из них так и не был принят. Новый проект закона был разработан в рамках плана реализации Стратегии пространственного развития России, принятой в 2018 году.

Представители Минэкономразвития, авторы нового законопроекта, отметили, что документ базируется на распространенной в Европе модели «договорной агломерации». Он не предполагает упразднения входящих в состав агломерации муниципалитетов. Речь идет только о создании надмуниципальной организации для того, чтобы обеспечить кооперацию по хозяйственным вопросам.

Проект федерального закона уже получил положительные отзывы в 64 из 85 субъектов РФ. Еще из 21 региона поступили замечания и предложения по уточнению и корректировке механизма формирования межхозяйственных организаций. Андрей Максимов также обратил внимание участников дискуссии на недостатки документа, в том числе на то, что предлагаемая модель межмуниципальной корпоративной организации противоречит некоторым положениям Гражданского кодекса. Так, например, эксперт отметил, что предложенный подход к регулированию прав собственности имущества, передаваемого муниципалитетами межмуниципальной корпоративной организации, во многом является спорным.

Представители Государственной Думы также высказали ряд замечаний. Во-первых, с их точки зрения, невозможно использовать единый инструмент для всех агломераций страны. В частности, Алексей Диденко предложил проработать вопрос типологизации агломераций с учетом численности населения. Во-вторых, законопроект предусматривает реализацию только на уровне муниципальных образований. При этом две крупнейшие агломерации страны имеют статус городов федерального значения, то есть являются не муниципалитетами, а субъектами РФ. В-третьих, в существующем законодательстве уже прописаны некоторые инструменты многоуровневого управления территориями – городские округа с внутригородским делением, муниципально-частное партнерство, а также горизонтальные межбюджетные трансферты и кредиты (законопроект по ним находится в стадии принятия).

Андрей Максимов поддержал коллег из Государственной Думы, заметив, что в экспертном сообществе сложился консенсус относительно необходимости использования многообразия форм регулирования. Он предложил представителям министерства использовать для доработки законопроекта существующие материалы Института экономики города (ИЭГ), Центра стратегических разработок (ЦСР), Союза российских городов (СРГ).

Дмитрий Соснин отметил, что использованные в законопроекте критерии для определения границ агломераций позволяют включать в их состав территории, которые могут быть плохо интегрированы с ядром этих агломераций. Например, предлагается использовать критерий транспортной доступности до центра агломерации и обратно в течении рабочего дня. По мнению эксперта, более адекватным является критерий полутора или двухчасовой часовой транспортной доступности, а также учет размера маятниковой миграции для определения реальной связанности центра и периферии агломерации. Кроме того, необходимо сделать более жесткими требования к плотности населения территорий, включаемых в границы агломерации. Для этого можно использовать пороговые значения, определенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Иначе существует риск повторить не вполне удачный опыт создания городских округов на территориях с низкой плотностью населения, когда, например, вся территория сравнительно малозаселенного Сахалина оказалась поделена на городские округа.

Игорь Бабичев также напомнил участникам обсуждения, что в России до сих пор остается нерешенной проблема, касающаяся взимания НДФЛ по месту жительства. Дальнейшее развитие агломерационных процессов и маятниковой миграции приведет к тому, что доходы будут все больше перераспределяться от периферии к центрам агломераций. Такие диспропорции уже существуют и имеют достаточно негативные последствия, считает эксперт.

В заключение Андрей Максимов еще раз подчеркнул, что предложение урегулировать статус городских агломераций, механизмы их поддержки и управления ими – это прорывное решение, которое несомненной необходимо поддерживать. Однако, он отметил, что дискуссия показала необходимость серьезной доработки законопроекта. При этом необходимо обеспечить широкое общественное обсуждение. Эксперт полагает, что необходимо убеждать граждан и тех, кто будет работать над развитием агломераций непосредственно на местах, так как от этого напрямую зависит мотивация людей. Важно, чтобы они понимали, как именно это может способствовать развитию той или иной территорий.

 


Андрей Николаевич Максимов
- эксперт проекта КГИ "Муниципальная карта России: точки роста", председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.


Диденко Алексей Николаевич
– Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.


Бабичев Игорь Викторович
– доктор юридических наук, главный редактор научного журнала «Местное право», Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.


Никифоров Андрей Афанасьевич
– заместитель директора Департамента планирования и территориального развития Минэкономразвития России.


Дьяконов Алексей Андреевич
– референт Департамента планирования и территориального развития Минэкономразвития России.


Соснин Дмитрий Петрович
- координатор проекта КГИ "Муниципальная карта России: точки роста".

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.